Догма - это положение в учении, в философской системе, в научной теории ,а не у человека. Человек может принять догму, а потом может выбросить и принять другую и при этом оставаться тем же человеком, например, Анатолием Белоусовым. А если выбросить догму из учения - оно перестанет быть тем же учением. Католицизм - это набор одних догм. Если их выкинуть или изменить оно перестанет быть католицизмом. Лютер изменил набор догм католицизма и получилось лютеранство.
Вы упускаете из вида одну маленькую деталь - и католицизм, и лютеранство, и православие и пр. - все это,
ОДНО И ТО ЖЕ ХРИСТИАНСТВО!..

Не задумывались - почему?..
Буддизм - это набор других догм, если их изменить или убрать это уже будет не тот же буддизм и будет называться по другому. Но и тот же буддизм останется, с прежним набором догм.
Вы упускаете из вида одну маленькую деталь - и Тхеравада, и Махаяна, и Ваджраяна (и школы с ответвлениями внутри данных основных направлений) - все это,
ОДИН И ТОТ ЖЕ БУДДИЗМ!..

Не задумывались - почему?..
ДОГМА (от греч. dogma – мнение)
Что ж Вы постеснялись
ВСЕ основные значения греческого
δόγμα привести?..
А это, помимо "мениея", еще и - "решение", "учение", "
установление"...
философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы...
Это дополнение из философского словаря, кстати.
Я уж не знаю, что за "философский словарь" Вы взяли...
Наверняка, какое-нибудь кастрированное "толерантное" издание последних 3-5 лет...

Полное г-но одним словом, типа электронной "энциклопедии" Британика!

Полная бредовость процитированного Вами фрагмента - очевидна даже для школьника!
"...филсофский тезис, истинность которого вследсвие этого..." -
ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО???

Вследствие какого "этого"???

Истинность тезиса вследствие того, что он философский?

Или вследствии того, что он тезис???

Ну ведь
полнейшая же чушь!

В основе "философских систем" лежат именно
ТЕЗИСЫ, а не догмы!

А "тезис", это:
1. В логике: положение, требующее доказательства.
2. В философии: положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей данного философского учения.
А я вот не поленился достать с полки нормальную
ФИЛОСОФСКУЮ ЭНЦИКЛОПЕЛИЮ, еще 1989 года выпуска (изд-во "Советская Энциклопедия"), когда к изданию всевозможных энциклопедий и справочников относились серьезно и ответственно, а не как сейчас - городят любую чушь, типа процетированной Вами, кто во что горазд...
Так вот, этой философской энциклопелии четко определено:
ДОГМА - доктрина или отдельные её положения,
принимаемые за истинные без доказательства, опытного обоснования и практической проверки, а лишь на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету. Догмы рассматриваются их приверженцами
как незыблемые независимо от конкретной реальности, условий места и времени. Так,
основу любых религий составляют принимаемые на веру, обязательные для всех верующих догматы, которые не могут подвергаться сомнению и критике. В науке форму догмы нередко обретают те или иные устаревшие положения, поддерживаемые и защищаемые консервативно мыслящими учёными...
Да даже БСЭ, на которую Вы тут уже неоднократно ссылались, определяет догму, как: "...
Догма - положение (или доктрина),
признаваемое непререкаемым, беспрекословным и неизменным и принимаемое бездоказательно, некритически, на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету, а не на основе опыта, логического доказательства и проверки на практике..."
Так что, не нужно тут заниматься софистикой и пытаться белое выдать за черное, и наоборот!..
Впрочем, если Вам так больше нравиться, согласен вместо термина "догма" использовать термин "догмат"...
ДОГМАТ - утверждённое
высшими церковными инстанциями положение вероучения,
выдаваемое церковью за непреложную истину и не подлежащее критике...
Не я придумал!
Это Вам и
БСЭ и так любимая Вами
Википедия, и любой другой нормальный словарь скажут!
Истина <...> в религии обозначена ,посредством веры, а значит направляя сознание в нужную сторону, человек обретает способность к познанию истины, хотя бы в том направлении, в котором имеет необходимость.
Неужели Вы сами не видите и не понимаете всей нелепости той чепухи, которую бездумно несете?!.

Как, к чёрту,
ИСТИНА - может быть "обозначена посредством веры"???
ИСТИНА -адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно...
А вот
ВЕРИТЬ каждый отдельно взятый человек может во что угодно!
Один верит в зеленых человечков, другой нет; один верит в то, что Христос - Бог, другой нет... И т.д. итт.п.
По-вашему получается, что поскольку и первый, и второй -
верят (а верят они в диаметрально противоположное!), они постигли
ИСТИНУ???
ВЕРА - не имеет никакго отношения к истине!
ВООБЩЕ!!!
Вера - это "заплатка", временно латающая в мировоззренческой картине пробелы тех или иных
ЗНАНИЙ...
И даже распоследнему дебилу понятно, что
ИСТИНА "обозначенной" верой -
БЫТЬ НЕ МОЖЕТ!!!
Тем более - религиозной верой! Слепой и безмозглой!..
То, что отображает Ваша "вера", это не истина, а всего лишь определенный
ОБРАЗ или
ИДЕЯ, придуманные каким-то другим человеком и принятая Вами,
как бараном, без доказательства, опытного обоснования и практической проверки, а лишь на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету!
А то что религии придуманы людьми вроде никто и не отрицает, с чего Вы это взяли.
Это Вы не отрицаете...

Потому как на самом-то деле, Вы человек совершенно не религиозный. И непонятно почему и для чего, называющий свои чисто
ФИЛОСОФСКИЕ взгляды - религиозными...

А вот реально религиозные люди - это отрицают!
В их понимании ихняя религия не людьми придумана, а идет непосредственно
ОТ БОГА!..

Те же христиане - Христа-то именно за "Бога" почитают!
Спорить можно лишь о священных книгах. Боговдохновенны ли были написавшие их люди.
А по этому-то поводу какого черта спорить?

Во-первых,
ЛЮБОЙ(!!!) творческий человек, любой творец (писатель, поэт, музыкант, художник и пр.) - боговдохновенен!!!
ЛЮБОЙ!!!А во-вторых, если Вы отрицаете моё приведенное выше "во-первых", как Вы узнать-то можете, боговдохновенен был тот или иной религиозный писака или нет?!.

Ответить на этот вопрос мог бы исключительно Бог, но уж никак никто из человеков!..
Кто Вам запрещает сомневаться, кто Вам сказал глупость, что она не подлежит "уточнениям/корректировкам/исправлениям"?
Это следует из самогО определения догмы!
ДОГМА - доктрина или отдельные её положения,
принимаемые за истинные без доказательства, опытного обоснования и практической проверки, а лишь на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету. Догмы рассматриваются их приверженцами
как незыблемые независимо от конкретной реальности, условий места и времени. Так,
основу любых религий составляют принимаемые на веру, обязательные для всех верующих догматы, которые не могут подвергаться сомнению и критике.
А равно и из определения догмата!
ДОГМАТ - утверждённое
высшими церковными инстанциями положение вероучения,
выдаваемое церковью за непреложную истину и не подлежащее критике...
Здесь уже, как видим, непосредственно "церковные инстанции" запрещают критиковать и сомневаться...
В христианстве 3000 течений и у всех свой набор догм.
Но между тем, все это -
ОДНО И ТО ЖЕ ХРИСТИСТИАНСТВО!..

Не задумывались - почему?..
Это значит что уточняют корректируют и исправляют.
Это значит лишь то, что религии - не от Бога, а придумываются самими людьми!
Вот не нравится мне изначальный набор догм данной религии, давайка я их переделаю
ПОД СЕБЯ и назову Абсолютной Истиной именно мою придумку, а не придумку моего предшественика...

Это значит лишь то, что религии - ничем в своей содержательной сути не отличаются от
ЛЮБОЙ философской писанины!
Это значит лишь то, что
все реигии - это полнейший бред, обман, надувательство и шарлатанство!..
Православие - один набор догм, как только кто-то изменит эти догмы, учение перестанет быть православием, оно станет например протестантством, с другим набором догм. Но и православие же то же останется, с прежним набором.
Вы упускаете из вида одну маленькую деталь - и протестантство, и православие и пр. - все это,
ОДНО И ТО ЖЕ ХРИСТИСТИАНСТВО!..

Не задумывались - почему?..
Все правильно. Но в ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ Эйнштейна навсегда останется положение о предельности скорости света, если это положение изменить, это будет уже НЕ теория относительности Эйнштейна.
Ну и что?!.
Сама-то теория, в ее исходном виде, будет сдана
В АРХИВ истории науки! И
ни один(!!!) вменяемый физик не будет больше считать эту теорию истинной и опираться на нее в своих работах!
Именно так произошло с "теорией теплорода", которая была опровергнута и
ОТВЕРГНУТА учеными, а ее место заняла новая, молекулярно-кинетическая теория! Сегодня Вы не найдете ни одного вменяемого ученого, который придерживался бы "теории теплорода"!

И все это происходит именно потому, что наука опирается не на
ДОГМЫ, а именно на
АКСИОМЫ!..
Тогда как в той же религии, если вместо старых, выдвигаются новые догматы, старые догматы не уходят в небытие, в архив, а продолжают оставаться "точкой опоры" достаточно большого числа
людей ортодоксальных идиотов!..
АКСИОМА -
(от греч. axioma — значимое, принятое положение) — исходное, принимаемое без доказательства положение к.-л. теории, лежащее в основе доказательств др. ее положений.
Долгое время термин «А.» понимался не просто как отправной пункт доказательств, но и как истинное положение, не нуждающееся в особом доказательстве в силу его самоочевидности, наглядности, ясности и т.п. Так, Аристотель считал, что А. (начала) не требуют доказательства по причине своей ясности и простоты. Др.-греч. математик Евклид рассматривал принятые им геометрические А. как самоочевидные истины, достаточные для выведения всех др. истин геометрии. Нередко А. трактовались как вечные и непреложные истины, известные до всякого опыта и не зависящие от него, попытка обоснования которых могла только подорвать их очевидность.
Переосмысление проблемы обоснования А. изменило и содержание самого термина «А.».
А. являются не исходным началом познания, а скорее его промежуточным результатом. Они обосновываются не сами по себе, а в качестве необходимых составных элементов теории: подтверждение последней есть одновременно и подтверждение ее А. Критерии выбора А. меняются от теории к теории и являются во многом прагматическими, учитывающими соображения краткости, удобства манипулирования, минимизации числа исходных понятий и т.п. В частности, в формальном исчислении, класс теорем которого уже известен, А. — это просто одна из тех формул, из которых выводятся остальные доказуемые формулы. Если, однако, теория еще не определена однозначно, выбор ее А. может диктоваться и содержательными соображениями.
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД — способ построения научной теории, при котором какие-то положения теории избираются в качестве исходных, а все остальные ее положения выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательств. Положения, доказываемые на основе аксиом, называются теоремами.
А.м. — особый способ определения объектов и отношений между ними. Он используется в математике, логике, а также в отдельных разделах физики, биологии и др.
А.м. зародился еще в античности и приобрел большую известность благодаря «Началам» Евклида, появившимся ок. 330—320 до н.э. Евклиду не удалось, однако, описать в его «аксиомах и постулатах» все свойства геометрических объектов, используемые им в действительности; его доказательства сопровождались многочисленными чертежами. «Скрытые» допущения геометрии Евклида были выявлены только в Новейшее время Д. Гильбертом, рассматривавшим аксиоматическую теорию как формальную теорию, устанавливающую соотношения между ее элементами (знаками) и описывающую любые множества объектов, удовлетворяющих ей. Сейчас аксиоматические теории нередко формулируются как формализованные системы, содержащие точное описание логических средств вывода теорем из аксиом. Доказательство в такой теории представляет собой последовательность формул, каждая из которых либо является аксиомой, либо получается из предыдущих формул последовательности по одному из принятых правил вывода.
К аксиоматической формальной системе предъявляются требования непротиворечивости, полноты, независимости системы аксиом и т.д.
А.м. является лишь одним из методов построения научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизируемой содержательной теории.
Как показал К. Гёдель, достаточно богатые научные теории (напр., арифметика натуральных чисел) не допускают полной аксиоматизации. Это свидетельствует об ограниченности А.м. и невозможности полной формализации научного знания.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. Философия Аристотеля - тоже лишь частный случай философии как таковой.
Разумеется!
Философия Аристотеля, вместе с его "верой в существование бога" - это именно
ФИЛОСОФИЯ, а не религия!

Вот "вера в существование (одного или нескольких) богов" - у Аристотеля есть! "Мировоззрение и мироощущение" - есть! "Соответствующее поведение и специфические действия" - есть! А религии -
НЕТУ! Есть - философия!
Что означает "философия как таковая"?
Особая форма общественного сознания и
познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях...
А почему Вы выкинули часть определения -
Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов...
Именно потому, что данная часть определения не сводится исключительно к религии!
Под данное определение можно подвести и термин "шаманизм", и термин "философия", и термин "эзотерика", и "теософия", и много еще чего...
Данное Вами определение - не является полным и не раскрывает суть именно
РЕЛИГИИ!..
Как только под "метафизику" Аристотеля начнут с бубном плясать - Аристотелианство сразу же и появиться
Вот именно!
Как только появятся
КУЛЬТ, РИТУАЛЫ, ЦЕРКОВЬ/ОБЩИНА (те хитрожопые, которые и замутят всю эту "пляску с бубном"), не раньше!
Именно потому я и говорю, что неотъемлемыми атрибуиами религии являются -
КУЛЬТ, РИТУАЛЫ, ЦЕРКОВЬ/ОБЩИНА...
Не будет этих атрибутов, не будет и религии!
Будет лишь философия или что-то еще, но
НЕ РЕЛИГИЯ!!!
Это Вы типа "мнение ученых" выложили???
Это определение из википедии, т.е. - частное мнение человека у которого в системе википедии набрано количество баллов, которое позволяет ему оставить СВОЕ(!!!) (или выбрать то, что ему понравилось по какой либо причине) понимание.
Вообще-то, данное определение я взял не из Викпедии, а из
энциклопедии "Кругосвет" -
http://www.krugosvet...a/RELIGIYA.html

А это далеко не "
частное мнение человека у которого..."!

Энциклопеия "Кругосвет" основана на изданной в США энциклопедии "Collier's Encyclopedia". Более того, она рекомендована
Федеральным агентством по образованию РФ для использования в учебных заведениях
для углубленного изучения программы!..
Что, в очередной раз хотели выпендиться, а в итоге - сели в лужу?!.
А определение корявое.
Боле чем адекватное определение!
В любом учебнике по религиоведению Вы найдете аналгичное или близкое к этому определение!
Так как в отличие от Вашего ущербного определения, под которое помимо религии можно подвести и кучу всего, что религией близко не является, приведенное мной определение (из "Кругосвета") - раскрывает
САМУЮ СУТЬ религии, и ничего крме непосредственно религии под него уже не подгонишь!..
"Природа - жуткая перестраховщица...", это к вопросу клинит/не клинит.
И что?..

В упор не понимаю Вашего юмора...