Перейти к содержимому

Фотография

О пользе и вреде религии...


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2983

#61 Лена

Лена

  • Клиент Info-DVD.Ru
  • PipPipPipPipPip
  • 7 627 сообщений
3 859
Очень хороший
  • Пол:Женщина

Отправлено 24 Январь 2008 - 11:49

"Деньги - это зримый образ космической силы, а сила эта в земных условиях проявляется в витальном и физическом мире и необходима, чтобы обеспечить полноту внешней жизни. Она божественна по своему происхождению и истинному назначению. Но, подобно другим божественным силам, ниспосланным сюда, может, войдя в невежество низшей природы, быть присвоена эго или попасть под асурическое влияние и извращенно использоваться в их личных целях. Деньги являются одной из трех сил — власти, богатства, секса - наиболее притягательных для человеческого эго и Асура, и, как правило, ими злоупотребляют те, кому они принадлежат. Тот, кто стремится к богатству или им обладает, гораздо чаще, вместо того чтобы быть его владельцем, сам оказывается в его власти; мало кому удается полностью избежать его пагубного влияния, печать которого лежит на нем; и это оттого, что оно слишком долго находилось во власти Асура, извратившего и исказившего его суть. И именно поэтому духовные учения обычно призывают к полному самоконтролю, к отказу и отречению от бремени богатства и от любого личного и эгоистичного желания им обладать. Иные даже проклинают деньги и роскошь, а единственным условием духовной жизни провозглашают бедность и нищету. Но это заблуждение, поскольку в этом случае вся власть оказывается в руках враждебных сил. Вновь отвоевать ее для Бога, которому оно принадлежит по праву, божественно владеть им в целях божественной жизни - вот истинный, супраментальный путь Ученика.
Вы не должны с аскетическим презрением отвращаться от власти денег и возможностей, которые они дают, но нельзя и быть подобострастно к ним привязанным, впадая в рабскую зависимость от тех благ, которые они сулят. Относитесь к богатству просто как к могуществу, которое необходимо отвоевать для Матери и поставить ей на службу.
Принадлежит богатство Богу, и те, кому оно дано, всего лишь попечители, а не владельцы. Сегодня оно с ними, а завтра - где-нибудь еще. Все зависит от того, как им распоряжаться, с каким настроением, с каким сознанием и для каких целей пользоваться им.
.................................

В супраментальном мире власть денег, сила денег должна вновь вернуться к Божественному Могуществу и быть использована для организации и устройства истинного, прекрасного и гармоничного нового божественного бытия такими путями, какие Божественная Мать сама изберет для них в созидающем своем предвидении. Но для этого прежде всего надо отвоевать власть денег обратно, и тот сумеет выиграть эту битву, кто в этой части естества своего стал сильным, великодушным, свободным от эгоизма, беззаветно преданным, не претендующим ни на что и ничего не утаивающим, стойким, чистым и могучим посредником Верховной Власти."

Шри Ауробиндо "МАТЬ"
  • 0

На правах рекламы

#62 Arco Iris

Arco Iris

    Стажер

  • Киберсанты
  • PipPipPip
  • 70 сообщений
5
Обычный
  • Страна, Город:
    Южно-европейская страна

Отправлено 24 Январь 2008 - 12:10

Алексей, сначалa я собиралась дать очень развернутый ответ с исторической т.зрения, а потом подумала, что и без исторических примеров, так сказать не углубляясь, могу объяснить это:
относительно человечества, верящего в то, что молния - это огненные копия небесных божеств, в гневе посылаемые на землю, мы продвинулись заметно, так как понимаем, что молния - это обычное явление природы;
но вот относительно нашего понимания и ответа на вопрос: "За что молодая и счастливая женщина, была сражена на смерть ударом молнии?" мы по-прежнему не будем знать точных ответов и довольствоваться ответами на основные философские вопросы, данными человечеством уже тысячелетия назад, т.е. можно сказать, что с филосодской т.зр. никуда мы не продвинулись вообще (молния здесь во все времена будет рассматриваться, как гнев, провидение божье, возмездие и т.д., а смерть женщины, как "заcлуженность и неизбежность" за какие-то грехи//недоработки в прошлых жизнях и т.д. Мы пытаемся лишь менять формы, отрицаем созданные, пытаемся ввести свои, но суть от этого пока не меняется. Т.е. мы стоим на "анатолиевой горе" лишь на шажок выше, чем люди времен зароастризма, а наши последующие поколения еще через пару тысячелетий, вообще не увидят никакой разницы в духовном развитии людей 20 века и людей эпохи зарождения христианства. Может 21 век куда-то нас сдвинет...? Пока же происходит топтание на месте, чрезмерное увлечение формами (материальным) уводит нас от понимания содержания (духовного). КОНЕЧНО ЖЕ ИМХО, НЕ ПРЕТЕНДУЮЩЕЕ НА ЕГО ПРИНЯТИЕ (и вообще ни на что не претендующее).
  • 0

#63 Arco Iris

Arco Iris

    Стажер

  • Киберсанты
  • PipPipPip
  • 70 сообщений
5
Обычный
  • Страна, Город:
    Южно-европейская страна

Отправлено 24 Январь 2008 - 12:16

Вы не должны с аскетическим презрением отвращаться от власти денег и возможностей, которые они дают, но нельзя и быть подобострастно к ним привязанным, впадая в рабскую зависимость от тех благ, которые они сулят. Относитесь к богатству просто как к могуществу, которое необходимо отвоевать для Матери и поставить ей на службу.
Принадлежит богатство Богу, и те, кому оно дано, всего лишь попечители, а не владельцы. Сегодня оно с ними, а завтра - где-нибудь еще. Все зависит от того, как им распоряжаться, с каким настроением, с каким сознанием и для каких целей пользоваться им.
Шри Ауробиндо "МАТЬ"

Я с этим абсолютно согласна и мне жаль, что изначально не сумела правильно это объяснить.
  • 0

#64 Arco Iris

Arco Iris

    Стажер

  • Киберсанты
  • PipPipPip
  • 70 сообщений
5
Обычный
  • Страна, Город:
    Южно-европейская страна

Отправлено 24 Январь 2008 - 12:37

А также мне близка след.т.зр:

"Чтобы понять смысл жизни, важное значение имеют еще два элемента расширенного сознания: избавление от иллюзии, что мы живем только в материальном мире и от иллюзии, что возможно найти истинный носитель истины, за которым нужно следовать. Сегодня человеческое сознание обсеблено массовой иллюзией, что существует только материальный мир. Эта иллюзия ограничивает интересы и заботы единственно около материального тела - этим определяются ценностные системы и ежедневные усилия всех людей. Привыкайте к мысли, что живете одновременно в нескольких мирах - наблюдайте и заметите разницу: ваши страсти являются энергиями астрального мира, ваши мысли - это энергии умственного мира, ваше вдохновение, творческие порывы, духовные стремления - энергии души и духа. Замечая и отчитывая эти различия, вы привыкнете к мысли, что ваше тело - только временный инструмент, который имеет значение только краткое время - это новое понимание переориентирует ваше внимаие к действительно ценным вещам. Вы осознаете, что прежние приоритеты были потерей времени и ничего не стоили. Почувствуете как будто проснулись от сна и посмотрите на жизнь с ее действительной стороны. Осознание этой истины дает вам толчок к счастью - в этом нет никакого преувеличения, ищите и найдете. Именно в этом ваше спасение от оков материи.
Правильным направлением в этом отношении является не изменение общественных отношений, а изменение самих себя (каждого, отдельного человека), при этом каждый должен осознать эту перемену как внутреннюю потребность. При отсутствии гармонии, вы всегда будете чувствовать себя несчастным. Не ждите, чтобы Господ Вам помог - мир действительно развивается по божественным законам, но люди, злоупотребляя своим правом свободной воли, создают дисгармонию и беспорядок. Потому, что каждый хочет то, чего у него нет и все время ему не хватает того, что у него есть.
Нельзя сначала улучшить жизнь, а уж потом люди станут лучше. Не бытие определяет сознание, а сознание создает бытие.
Нельзя найти счастье вне себя - оно не зависит от внешних условий.
Нельзя найти истину вне себя, до тех пор, пока другие вам ее указывают, Вы никогда не будете ею удовлетворены потому, что каждый смотрит на мир со своей колокольни.
Не ждите пришествия Христа, а ищите Его в себе - только тогда Он сможет прийти снова - когда будет кому Его слушать и некому будет кричат: "Распни Его, распни!"
Нельзя изменить бытие человека без того, чтобы не изменились его взгляды. Чтобы было изобилие для всех необходимо, чтобы уменьшилась массовая человеческая алчность - каждый должен понять, что материальная собственность не делает людей лучше, выше и более способными. Господ дал изобилие в 10 раз больше, чем необходимо для всех людей, но вопреки этому оно нам кажется крайне недостаточным потому, что внутренне пустой человек пытается компенсировать свою пустоту накоплением внешних богатств - только таким образом он может обмануть себя и представить себе, что его жизнь не такая уж пустая и бессмысленная.
Перемена не может произойти путем насилия, как получалось много раз в нашей истории - убить богатых и раздать их богатство. В этом нет смысла потому, что им сразу же завладеют другие. Только тогда, когда изменится преобладающая система ценностей и духовное богатство станет ценнее материального - только тогда наступит изобилие для всех. Поэтому необходимо, чтобы каждый начал с себя - когда изменится преобладающая мыслеформа, которая определяет массовое сознание, тогда люди, которые находят смысл в накоплении материальных богатств переориентируются и их развитие ускорится, т.е. они перестанут топтаться на одном месте, как делают это сейчас".

" Другая иллюзия - существование абсолютной истины, также является серьезной преградой перед следующим этапом эволюции. При определении смысла жизни каждый пытается заимствовать опыт и знания более мудрых. Но, если столкнется с противоречиями и непонятными формулировками, быстро и легкомысленно отбрасывает эти знания как неправильные. И начинает как бабочка, с цветка на цветок, искать истину, а она все убегает от него. Попробую с помощью аналогии облегчить ваши поиски. Представьте себе, что хотите изучить какую-нибудь гору, пусть будет небольшая, например, Витоша. Разделяем ее по карте на 10 участков и даем поручение десяти человекам сделать описание горы Витоша. Все описывают одно и то же - будут ли их описания одинаковыми? Очевидно, что нет. Можно сказать, что каждый описывает различную часть горы. Тогда пусть все десять обойдут гору со всех сторон за один-два месяца. Будут ли идентичными их описания? Опять таки нет - одному сделает впечатление одно, другому - другое. И эти различия относятся к одной сравнительно небольшой горе, а что можно сказать об описании бескрайности, каковой является бытие. В человеческой истории миллионы людей пытались описать то, что видят и понимают. Естественно, что эти описания не идентичны, естественно, что они противоречивы, как-будто не стоит вопрос об одном и том же, но если отбросите один за другим эти описания как неверные, теряете шанс получить хоть какое-нибудь общее представление о бескрайности. Сможет ли односторонний взгляд дать вам более реальное представление или вы еще больше потонете в иллюзии? Неужели вы не получите больший шанс понять бытие, если попытаетесь сочетать как можно больше точек зрения и извлечете общее между ними, временно не обращая внимание на противоречия? Моя просьба, не отбрасывайте легкой рукой ни одно учение, ни одну философию. Не бойтесь противоречий - постепенно все займет свои места, но это возможно только в том случае, если вы не отрицаете различные точки зрения. Дерзайте, рано или позно найдете то, что ищете, но только если ищете. Если будете ждать, чтобы оно упало откуда-то - у вас нет никакого шанса".

YOSIF YORGOV
  • 0

#65 Лена

Лена

  • Клиент Info-DVD.Ru
  • PipPipPipPipPip
  • 7 627 сообщений
3 859
Очень хороший
  • Пол:Женщина

Отправлено 09 Апрель 2009 - 17:54

Отношение к религиям

Как часто употребляем мы слово «истина» и как редко пытаемся определить это понятие.

Не смутимся же, однако, тем, что повторяем, в сущности, вопрос Пилата, и попытаемся в меру наших сил разобраться в этом понятии.

Истинными называем мы ту теорию или то учение, которые, на наш взгляд, выражают неискажённое представление о каком-либо объекте познания. В точном смысле слова истина есть неискажённое отражение какого-либо объекта познания в нашем уме. И сколько существует на свете объектов познания, столько же может существовать истин.

Но объекты познания познаваемы от нас, а не из себя. Следовательно, истина о любом объекте познания, познанном от нас, должна быть признана истиной относительной. Истина же абсолютная есть отражение такого объекта познания, который каким-либо субъектом познан «в себе». Такое познание принципиально возможно лишь тогда, когда противостояние объекта и субъекта снято; когда субъект познания отождествляется с объектом.

Абсолютная истина универсальная есть неискажённое отражение в чьём-то сознании Большой Вселенной, познанной «в себе». Абсолютные истины частные суть неискажённые отражения какой-либо части Вселенной – части, познанной «в себе».

Естественно, что Абсолютная истина Большой Вселенной может возникнуть лишь в сознании соизмеримого ей субъекта познания, субъекта всеведущего, способного отождествиться с объектом, способного познавать вещи не только «от себя», но и «в себе». Такого субъекта познания именуют Абсолютом, Богом, Солнцем Мира.

Бог «в Себе», как Объект познания, познаваем только Собою. Его Абсолютная истина, как и Абсолютная истина Вселенной, доступна только Ему.

Ясно, что любая частная истина, сколь бы мал ни был объект познания, для нас доступна только в её относительном варианте. Такой агностицизм, однако, не должен быть понят как безусловный: при конечном совпадении любого частного субъекта познания, любой монады с Субъектом Абсолютным, для неё становится возможно познание не только «от себя», но и «в себе». Таким образом, правомерен не безусловный, а только стадиальный агностицизм.

У частных истин быть может несколько или много вариантов – личных, индивидуальных разновидностей одной частной относительной истины. При этом объекты познания малых (сравнительно с субъектом) масштабов отразятся в сознании ряда родственных субъектов почти или полностью идентично: именно родственность многих субъектов между собой обусловливает то, что родственны и их личные варианты той или иной истины. Если бы это было не так, люди были бы лишены возможности понять друг друга в чём бы то ни было. Но чем больше объект познания сравнительно с субъектом, тем больше вызываемых им вариантов. Относительная истина Вселенной и относительная истина Божества порождают столько же личных вариантов, сколько имеется воспринимающих субъектов.

Ясно, стало быть, что все наши «истины» суть, строго говоря, лишь приближения к истинам. И чем мельче объект познания, тем лучше он может быть охвачен нашим познанием, тем уже разрыв между его абсолютной истиной и нашей относительной истиной о нём. Впрочем, в соотношении масштабов субъекта и объекта имеется граница, ниже которой разрыв между абсолютной и относительной истиной вновь начинает возрастать: например, разрыв между абсолютной истиной какой-нибудь элементарной частицы и нашей относительной истиной о ней чрезвычайно велик. Между же Абсолютной истиной Вселенной, Абсолютной истиной Божества – и нашими относительными истинами о них разрыв велик необъятно.

Я высказываю мысли, которые после Канта должны, казалось бы, быть общеизвестными и общепринятыми. Однако, если бы они были усвоены каждым религиозно чувствующим и религиозно мыслящим человеком, ничьи претензии на личное или коллективное познание Абсолютной истины, ничьи претензии на абсолютную истинность какой-либо теории или учения не могли бы иметь места.

Как показано выше, Абсолютная истина есть достояние только Всеведущего Субъекта. Если бы такой истиной обладал какой-нибудь человеческий субъект, например коллективное сознание конкретно-исторической церкви, это обнаруживалось бы объективно в безусловном всеведении этого коллективного сознания. И тот факт, что таким всеведением не обладают ни один человеческий коллектив и ни одна личность, лишний раз показывает беспочвенность претензий какого бы то ни было учения на абсолютную истинность. Если бы представители Розы Мира вздумали когда-нибудь претендовать на абсолютную истинность её учения, это было бы так же беспочвенно и нелепо.

Но столь же беспочвенно и нелепо утверждение, будто бы все учения или какое-либо одно учение ложно. Совершенно ложных учений нет и не может быть. Если бы появилось мнение, лишённое даже крупицы истинности, оно не могло бы стать учением, то есть переданной кому-то суммой представлений. Оно осталось бы собственностью того, кто произвёл его на свет, что и случается, например, с философическими или псевдонаучными построениями некоторых душевнобольных. Ложными, в строгом смысле слова, могут быть только отдельные частные утверждения, которым способен придавать иллюзию истинности заёмный свет от частноистинных тезисов, соседствующих с ним в общей системе. Однако имеется известное соотношение количества и весомости частноистинных и ложных тезисов, при котором сумма ложных начинает обесценивать крупицы истины, в данном учения заключённые. Далее следуют учения, в которых ложные утверждения не только обесценивают элемент истинного, но переводят всю систему в категорию отрицательных духовных величин. Подобные учения принято именовать учениями «левой руки». Будущее учение Противобога, которым, по-видимому, ознаменуется предпоследний этап всемирной истории, построится таким образом, что при минимальном весе частноистинного элемента свет от него будет придавать вид истинности максимуму ложных утверждений. Этим и обусловится то обстоятельство, что это учение будет запутывать человеческое сознание в тенётах лжи прочнее и безвыходнее, чем какое бы то ни было другое.

Религии, к разряду учений «левой руки» не относящиеся, разнствуют между собой не в силу истинности одной из них и ложности остальных, а по двум совершенно другим координатам. А именно:

во-первых – в силу различных ступеней своего восхождения к абсолютной истине, то есть сообразно убыванию в них субъективного, эпохального элемента. Это стадиальное различие можно условно назвать различием по вертикали;

во-вторых – они разнствуют между собой в силу того, что они говорят о разном, отражают различные ряды объектов познания. Этот род различий – различий сегментарных – можно условно назвать различиями по горизонтали.

Оба вида различий не следует ни на минуту упускать из виду при рассмотрении вопроса об отношении Розы Мира к другим религиям.

В развитии науки мы наблюдаем непрерывный процесс накопления относительных частных истин и их совершенствование, уточнение. На очередной стадии отвергаются обычно не ряды накопленных ранее фактов, а лишь их устаревшее толкование. Случаи, когда старый ряд фактов ставился под сомнение и отвергался, как это произошло, например, с алхимией, – сравнительно редки. Но в истории религий господствуют, к сожалению, иные обычаи. Вместо преемственно сменяющих друг друга осмыслений не подвергающихся сомнению духовных фактов, мы видим чаще всего, как на очередной стадии религиозного развития отвергаются значительные ряды ранее постигнутых относительных, частных истин, а свой, новый ряд их, со включением некоторого числа старых, выдаётся за абсолютное. Это наблюдение особенно справедливо по отношению к смене так называемых языческих религий системами монотеизма.

Ясно, что сохранение нами подобных обычаев в условиях расширяющегося кругозора XX столетия привело бы нас, самое большее, к созданию ещё одной секты. Привнесение в религию научной методики было бы, конечно, грубой ошибкой, столь же незаконной, как перенесение методов искусства на область науки. Но перенять доброе обыкновение учёных – не отвергать, а переосмыслять ряды накопленных ранее относительных истин – давно пора.

Из сказанного вытекает, что никакие учения, кроме учений «левой руки», распознаваемых, прежде всего, по их душевно растлевающему воздействию, не могут быть отвергнуты полностью. Они должны быть признаны недостаточными, обременёнными субъективно-человеческими привнесениями: эпохальными, классовыми, расовыми, индивидуальными. Однако зерно относительной истинности, зерно познания «от нас» той или другой области трансфизического мира имеется в каждой из религий, и каждая такая истина драгоценна для всего человечества. Естественно при этом, что объём истинности систем, сложившихся в итоге опыта множества индивидуумов, как правило, больше объёма истинности систем, распространённых только у небольших групп. Исключение могут составлять молодые системы, восходящие, быть может, к широкому распространению, но, в силу естественного хода вещей, сперва минующие стадию келейного или ограниченно группового существования.

Подобные широко распространённые системы называются в данной концепции – как это будет подробно разъяснено несколько ниже – мифами. За мифами всегда стоит та или иная трансфизическая реальность, но она не может быть не искажённой и не запутанной привнесением в миф множества «человеческого, слишком человеческого». Методика высвобождения трансфизического зерна мифов из их человеческой шелухи вряд ли может быть, во всяком случае теперь, строго и точно сформулирована. Пока не удалось ещё выработать необходимый для этого механизм критериев, которого в любом случае было бы достаточно. Да и сомнительно, разрешима ли подобная сложнейшая мистическая задача при помощи одного рацио. Можно, правда, построить, исходя из телеологии истории, определённую классификацию религий, которая позволила бы выделить религии высокоразвитые в особую группу, и убедиться, что есть тезисы, утверждаемые всей этой группой религий, хотя и с различной степенью чистоты и силы. К их числу принадлежат: тезис о единстве Бога, о множественности различных духовных иерархий, о множественности разнозначных миров, о бесконечной множественности становящихся монад, а также о существовании некоего общего нравственного закона, который характеризуется посю- или потусторонними воздаяниями за совершённое человеком в жизни. Во всём же остальном, и даже в истолковании только что перечисленных общих тезисов, мифы либо противоречат один другому, либо говорят о разном.

Однако, если во многих случаях индивидуальность субъекта привносит в представления о познаваемом нечто постороннее, сугубо человеческое, то, с другой стороны, столь же многочисленны случаи, когда какая-либо духовная истина может быть воспринята только определённым складом познающего сознания. Индивидуальность оказывается фактором, не замутняющим познание, но, наоборот, делающим его реально возможным. Телеологический процесс в религиозной истории человечества заключался отчасти именно в том, чтобы воздействием исторических и биографических факторов отшлифовать сознание отдельной личности, народа, расы, эпохи таким образом, чтобы сделать его способным к восприятию данных истин, данной трансфизической реальности. Другим же индивидуальностям, народам, расам, эпохам такое, отшлифованное определённым образом сознание и его религиозный опыт могли казаться странными, искажёнными либо незрелыми, чреватыми всякого рода аберрациями.

Из сотен возможных примеров я возьму пока один, но чрезвычайно яркий: идею перевоплощений. Глубоко присущая индуизму и буддизму, имеющаяся в эзотерическом иудаизме (Каббала), идея эта отвергается ортодоксальным христианством и исламом. Следует ли, однако, думать на основании этой «невсеобщности» идеи, что она представляет собою расовую или стадиально-культурную аберрацию индийского сознания? Дело в том, что при согласовании тезисов различных религий надлежит, прежде всего, научиться отсеивать главное от второстепенного, общее от частного. «Общее», главное любого тезиса заключается в семени идеи, проявляющем чрезвычайную устойчивость в веках: брошенное в почву различных культурных сред, оно даёт различные побеги – различные варианты данного тезиса. Если телеологическая направленность вообще имеется в истории, то, конечно, направленность эта должна сказаться прежде всего в бытии именно таких устойчивых духовных семян – в широко распространённых, исповедуемых миллионами сознаний основах идеи.

Семя идеи перевоплощений состоит в учении о некоем "Я", совершающем своё космическое становление или известный отрезок его по ступеням последовательных существований в нашем физическом мире. Всё остальное, как-то: духовно-материальная природа и структура перевоплощающегося, та или иная зависимость перевоплощений от закона кармы, распространение принципа перевоплощений также на мир животных или отрицание такого распространения, – всё это лишь варианты, разновидности основной идеи. И понятно, что в этих вариантах и деталях можно больше и чаще столкнуться с подлинными аберрациями, чем в её семени, для восприятия которого народом индийским телеологические силы работали много веков, затратив неимоверный труд на ослабление у многих его представителей средостения между дневным сознанием и глубинной памятью – хранилищем воспоминаний о путях души до момента её последнего воплощения. Ошибочность религиозных догматов заключается, по большей части, не в их содержании, а в претензиях на то, что утверждаемый догматом закон имеет всеобщее, универсальное, космическое значение, а утверждаемый догматом факт должен исповедоваться всем человечеством, ибо без этого будто бы нет спасения. Всё изложенное приводит нас к признанию подлинности того духовного опыта, который отлился в идею перевоплощений: да, такой путь становления имеет место; ничего принципиально неприемлемого для христианства или ислама в существе этой идеи нет, кроме, разве, того, что об идее перевоплощений до нас не дошло никаких высказываний основателей христианства и ислама (что, впрочем, само по себе ничего не доказывает, так как в Евангелие и Коран попало, как известно, далеко не всё, что они говорили). Но решительно не из чего не следует, что путь перевоплощений будто бы есть единственно возможный, единственно реальный путь становления индивидуального духа. Отшлифованное в таком направлении, чтобы постигнуть этот тип пути, сознание индийского народа, как часто в подобных случаях бывает, абсолютизировало своё открытие, стало глухо к восприятию других типов пути становления. С еврейским и арабским народами произошло то же самое, но под противоположным знаком: восприняв истину о другом пути становления, при котором воплощение в физическом слое совершается лишь один раз, сознание этих народов столь же неправомерно абсолютизировало этот второй тип пути. Этому способствует и то, что в различных метакультурах человечества может вообще преобладать тот или другой тип. В результате возникло между двумя группами мировых религий разногласие, кажущееся неразрешимым. В действительности же, обе эти антагонистические идеи истинны в своей основе, фиксируя два из возможных типов пути, и для снятия этого «противоречия» не требуется ничего, кроме отказа каждой из сторон от претензий на универсальную исключительность своей идеи.

Итак, одна из исторических причин непримиримых якобы противоречий между религиями заключается в неправомерной абсолютизации какого-либо тезиса.

А вот и другая причина.

Одним из основных догматов христианства является, как известно, учение о Троичности Божества. Основатель ислама отверг этот догмат, заподозрив в нём реминисценцию многобожия, а главное – потому, что его собственный духовный опыт не заключал в себе положительного указания на подобную истину. Но вряд ли стоит в XX веке повторять аргументацию христианских богословов, в своё время доказывавших и объяснявших коренное различие между догматом Троичности и многобожием: это настолько элементарно, что, надо полагать, теперь и среди магометанских мыслителей не найдётся таких, которые, разбираясь в вопросах христианского вероучения, стали бы настаивать на этом ошибочном утверждении. Что же касается второго аргумента – того, что духовный опыт Мухаммеда не содержал подтверждения Троичности, – то он несостоятелен логически. Ничей вообще опыт не может содержать подтверждений всех истинных идей, возникших ранее, в ходе коллективного человеческого богопознания и миропознания. Всякий личный опыт ограничен; только премудрость Всеведающего охватывает всю сумму истин «в себе». Поэтому то обстоятельство, что Мухаммед не пережил своим духовным опытом ничего, подтверждающего тезис Троичности, само по себе никак не должно служить аргументом для опровержения этой идеи, даже в глазах ортодоксальных мусульман. Вместо формулы «Пророк, познав совершенное единство Божие, убедился в ложности учения о Троице», следует, по справедливости, формулировать так: «Пророк, познав совершенное единство Божие, не получил, однако, указаний на Троичность Единого». Вполне естественно, что христианское вероучение не только не имеет никаких возражений против мусульманского учения о Единстве, но полностью с ним совпадает. Оно лишь дополняет этот тезис той идеей, которая одною своей устойчивостью две тысячи лет и своей распространённостью на миллиарды сознаний указывает на истинность своей основы. К чему же сводится противоречие между этими двумя главными догматами двух религий? Разве не к произвольному и неправомерному отрицанию одною из них того, о чём в её собственном положительном опыте нет никаких данных?

Теперь мы видим вторую историческую и психологическую причину укоренившихся разногласий между вероучениями: неправомерное отрицание чужого утверждения только на том основании, что мы не располагаем положительными данными по этому вопросу.

К сожалению, разногласиям, основанным исключительно на этой логической и гносеологической несообразности, нет числа. Привлечём к рассмотрению ещё один случай, известный каждому: ислам (суннизм) и протестантизм отрицают правомерность культа святых; почти все остальные религии его принимают и, в той или иной форме, осуществляют. Возражения против этого культа сводятся к тому, что человек не нуждается ни в каких посредниках между собой и Божеством и что духовные почести и молитвы, будучи возносимы не к Богу, а к тем, кто были людьми, – греховны, ибо ведут к обожествлению человека. Но что, собственно, значит эта знаменитая формула: «Человек не нуждается в посредниках»? Если в них не нуждается тот, кто эту мысль провозглашает, то откуда у него право говорить за других, даже за всё человечество? Кто его уполномочивал? Уж не те ли миллиарды людей, которые во всех почти странах, во всех почти религиях ощущали живую вседневную потребность в таких посредниках, что и сделало существование культа святых психологически возможным? Если мы, не испытывая потребности в чём-либо (есть люди, не испытывающие потребности, например, в музыке), станем негодовать на всех, эту потребность испытывающих, как на глупых выдумщиков, корыстных лжецов или тёмных невежд, что мы докажем этим, кроме собственного невежества? Второй довод – неправомерность воздавания божеских почестей и молитв тем, кто были людьми. Но почестей божеских (в монотеистическом смысле) им и не воздают, никто их не приравнивает к Богу: мысль совершенно абсурдная, а для людей, выросших в христианских странах, непростительно невежественная. Правда, в индуизме имеется идея аватар – воплощений Вишну в человеческом облике; но то – аватары, а вовсе не святые. Перед святыми преклоняются именно как перед людьми, сумевшими преодолеть своё человеческое, либо как перед осуществителями воли Божией, посланцами мира горнего. Протестантизм отрицает понятие святости вообще. Но здесь обнаруживается скорее спор о частностях, чем о существе дела: ведь, отвергая аскетический монашеский идеал, Лютер и Кальвин не умаляли значения мирской праведности, хотя и понимали её, с одной стороны, шире, чем католицизм, а с другой – несколько сниженно: отрицался Узкий Путь как таковой. Мухаммед, умирая, запретил своим последователям обращаться к его духу молитвенно. Это показывает чистоту и искренность его помыслов, но противоречит основам религиозно-нравственного миропредставления вообще. Ведь если праведность, как высшая самоотдача себя человечеству во имя Божие, есть безупречное и бескорыстное Ему служение (а если понимать праведность так, то смешно отрицать, что она существует на свете, встречается, хотя и редко, в жизни), – если так, то нельзя представить себе праведную душу, после кончины успокоившуюся в бездеятельном блаженстве. Всеми силами своей души, в том числе и такими, которые раскрываются только после смерти, праведник будет осуществлять помощь живущим и нижестоящим в их восходящем движении. Это так же естественно, как помощь взрослого ребёнку, и столь же мало, как эта помощь, умаляет или уничижает тех, на кого направлена. Вряд ли это могло быть неизвестно пророку Мухаммеду. Надо полагать, что некоторые крайности, излишества в культе святых, которые он наблюдал у христиан, побудили его запретить своим последователям какие бы то ни было установления этого рода. Возможно, он полагал, что этот запрет уравновешивается тем обстоятельством, что усопшие праведники не обязательно нуждаются в напоминании со стороны молящихся, чтобы оказывать им невидимую помощь. Так или иначе, решительно всякое учение, утверждающее истину духовного бессмертия и высокий нравственный закон, только вопреки логике и собственным принципам может полагать, будто дух праведника в его посмертии относится к ныне живущим бездеятельно и безучастно. Отрицание культа святых, или лучше сказать, праведных, логично только с одной точки зрения: материалистической. Но, с другой стороны, абсолютизирование культа святых как общеобязательного неправомерно в такой же степени. Бывают длительные этапы в пути души, даже в пути целого народа, когда им действительно не нужны никакие «посредники»; когда душа, сознательно или неосознанно, чувствует, что укрепление её самостоятельности, силы, свободы, духовной воли исключает возможность обращения за помощью к кому-либо, кроме Самого Бога. На каком же основании и по какому праву будем мы навязывать такой личности участие в культе святых?

Значительно большую сложность являет основное противоречие между христианством и другими религиями: утверждение божественности Иисуса Христа, как догмат, почитание Его за воплощение одной из ипостасей Троицы. Всем известно, что остальные религии либо соглашаются на признание Иисуса пророком в ряду других пророков, либо игнорируют Его, иногда даже энергично отрицая Его провиденциальную миссию. Христианство же, со своей стороны, опираясь на слова своего Основателя о том, что никто не приходит к Отцу иначе, как через Сына, отрицает возможность спасения для всех не-христиан.

Представляется, однако, что много недоумений и грубых снижений идей мы избегнем, если во все речения Христа, до нас дошедшие, будем вникать, задавая себе вопрос: говорил ли в данном случае Иисус как личность, как конкретное историческое лицо, прожившее в такой-то стране от такой-то до такой-то даты, или же Его разумом и устами трансформируется в человеческие слова голос Бога, который Он слышит в себе. Каждое речение Христа требует рассмотрения именно под таким углом: говорит ли Он в данном случае как Вестник истин духовного мира или же как человек. Ибо нельзя представить, чтобы Иисус во все мгновения своей жизни говорил только как Вестник и никогда – просто как человек. Вряд ли подлежит сомнению, что в Его скорбном восклицании на кресте «Отче, Отче, вскую Меня покинул?» запечатлена мука одной из тех минут, когда он, Иисус, человек, переживал трагедию оставленности, трагедию прерыва связи своего человеческого "я" с Божественным Духом; а в учении Его, изложенном на Тайной вечере, всё время слышится, как за местоимением первого лица предполагается Бог-Сын, Мировой Логос. Такому разделению речей Христа на две группы следует подвергнуть все слова Его, сохранённые Евангелием. Совершенно очевидно в таком случае, что и слова Его о том, что никто не приходит к Отцу иначе, как через Сына, следует понимать не в том сниженном, суженном, оплотнённом и безжалостном смысле, что не спасется будто бы ни одна душа человеческая, кроме христиан, а в том величественном, истинно духовном, космическом смысле, что всякая монада, восполнившая себя до конца, погружается в глубины Бога-Сына, Сердца и Демиурга вселенной, и только через этот всезавершающий акт возвращается к своему истоку, к Богу-Отцу, непостижимо отождествляясь Ему и Всей Пресвятой Троице.

Один из виднейших деятелей религиозно-философской индийской общины Брахмо Самадж, Кешуб Чандер-Сен, высказал весьма глубокую мысль: он сказал, что мудрость индуистов, кротость буддистов, мужество магометан – всё это от Христа. Очевидно, под этим именем он понимал в данном случае, конечно, не историческую личность Иисуса, а Логос, Себя в Иисусе Христе выразивший преимущественно, но не исключительно. В этой идее нащупывается, на мой взгляд, путь к такому углу зрения, на котором могут прийти к взаимопониманию христиане и многие течения восточной религиозности.

Думается также, что некоторые выражения, укоренившиеся в христианском богословии, почти механически повторяемые нами и как раз являющиеся неприемлемыми для других верований, нуждаются в пересмотре и уточнении. Как понимать, например, слово «вочеловечение» в применении к Иисусу Христу? Неужели мы и теперь представляем себе так, что Логос вселенной облёкся составом данной человеческой плоти? Можем ли мы сделать допущение, что путём телеологической подготовки из поколения в поколение был создан, так сказать, телесный инструмент, индивидуальный физический организм, человеческий мозг, способный вместить Разум вселенной? Если так, то ведь надо полагать, что Иисус уже при жизни обладал всеведением, что не согласуется даже с фактами евангельской истории и с Его собственными словами. Не нестерпима ли для нас эта диспропорция масштабов: сближение категорий космических в самом предельном смысле с категориями локально-планетарными, узкочеловеческими? И нестерпима не потому, что она превышает границы нашего разумения, а, наоборот, потому, что в ней слишком очевиден продукт мышления на определённой, давно минованной культурной стадии, когда вселенная представлялась в миллиарды раз миниатюрнее, чем она есть на самом деле, когда казалось реально возможным падение на землю твёрдого небесного свода и жуткий град из звёзд, сорвавшихся с крюков, на которых они подвешены. Не точнее ли было бы поэтому говорить не о вочеловечении Логоса в существе Иисуса Христа, а о Его в Нём выражении при посредстве великой богорождённой монады, ставшей Планетарным Логосом Земли? Мы именуем Христа Словом. Но ведь говорящий не воплощает, а именно выражает себя в слове; Бог не воплощается, а выражает Себя в Христе. Именно в этом смысле Христос есть воистину Слово Божие. А если так, то отпадает ещё одно из препятствий к соглашению христианства с некоторыми другими религиозными течениями.

Я коснулся кратко только четырёх межрелигиозных разногласий. Исключая одно последнее, проистекающее из спорности и, может быть, недостаточной отчётливости формулировок, недостаточной откристаллизованности идей, остальные основаны на несовпадении духовного опыта великих визионеров, на том, что, при созерцании некоторых объектов с различных точек Шаданакара, под различным духовным углом созерцатели видят данный объект в различных аспектах. Условно можно назвать такие разногласия противоречиями по горизонтали, разумея под этим правомерность обеих точек зрения и их мнимую, а не истинную, противоречивость.

Ещё пример. С тех пор, как существуют христианство и ислам, они продолжают бороться с тем, что они называют язычеством. С течением веков человечество прониклось идеей о непримиримости, несовместимости монотеизма с многобожием, как своего рода аксиомой. Исследование того, почему и как это произошло, увело бы нас слишком в сторону. Существенно другое: на каком основании религии семитического корня, утверждающие бытие духовных иерархий и ещё в средние века разработавшие до мелочей учение о них – ангелологию и демонологию, – ограничивают многообразие этих иерархий теми немногими, которые были включены в эти средневековые схемы? Имеется ли хоть тень последовательности в их принципиальном отказе всякому опыту о духовных иерархиях – в истинности? Решительно никаких оснований для этого, кроме опять-таки ссылок на молчание об этом Евангелия и Корана. Именно ввиду недостаточности оснований для огульного отрицания церковь в первые века христианства не столько отрицала богов олимпийского пантеона, сколько отождествляла их с демонами и бесами семитических канонизированных текстов. При этом, вопреки очевидности, игнорировался характер этих божеств, какой восприняло политеистическое духопознание, и им произвольно приписывались снижающие и опорочивающие черты либо же нарочито подчёркивался слишком антропоморфный элемент, привнесённый в эти представления субъектом познания – политеистическим человечеством и к тому времени сохранившийся уже только в их низших, простонародных вариантах. Как будто признание истинности бытия иерархий природы, великих стихиалей или духов-народоводителей могло поколебать единство Бога – Творца и зиждителя вселенной, истока и устья мирового потока жизни – больше, чем признание других Его прекрасных детей – ангелов и архангелов, а также тех демонов, о которых трактовалось в канонизированных поучениях Библии!

К сожалению, это древнее недоразумение не разъяснено до сих пор: от античного многобожия давно ничего не осталось, но ожесточённая, узкая, лишённая всякой мудрости нетерпимость проявляется всякий раз, когда христианским церквам или, по крайней мере, тем, кто говорит от их имени, доводится высказывать своё суждение по вопросам индусских, китайских, японских, тибетских систем. Столь же нетерпимы и две другие религии семитического корня. Здесь налицо типичный случай разнствования религий по горизонтали: не противореча друг другу по существу, не сталкиваясь друг с другом в необозримом духовном космосе, христианство и индуизм, буддизм и ислам, иудейство и религия шинто говорят о разном, о разных, так сказать, духовных странах, о разных сегментах Шаданакара; ограниченность же человеческая толкует это как противоречия и объявляет одно из учений истинным, а остальные – ложными. – «Если Бог един, то другие боги суть, так сказать, самозванцы: это – или бесы, или игра человеческого воображения». Какая детская мысль! Господь Бог един, но богов много; начертание этого слова в русском языке то с большой, то с малой буквы достаточно ясно говорит о различиях содержания, вкладываемого в это слово в обоих случаях. Если же повторение этого слова в различных смыслах пугает кого-нибудь, пусть он заменит его, говоря о политеизме, каким-нибудь другим: «великие духи», «великие иерархии», но от этого ничего не изменится, если не считать того, что употребление слова «дух» может в ряде случаев повести к недоразумениям, ибо многие из этих богов суть не духи, а могучие существа, обладающие материальной воплощённостью, хотя и в других, трансфизических слоях бытия.

Все эти основанные на недоразумениях разногласия между религиями приводят на память одно сравнение, когда-то встреченное мною в религиозной литературе, хотя я и не помню, где именно: как если бы несколько путешественников поднимались с разных сторон на одну и ту же гору, видели и обследовали различные её склоны, а по возвращении заспорили бы о том, кто из них видел реально существующее, а кто – причуды собственного воображения; причём каждый рассуждают бы, что гора именно такова, каковой она оказалась с его стороны, а свидетельства других путешественников о других её сторонах – лживы, абсурдны и являют собой западню для душ человеческих. Таким образом, первый вывод, вытекающий из сопоставления междурелигиозных разногласий, заключает в себе путь к устранению тех из них, которые основаны либо просто на недоразумении, либо на несовпадении объектов религиозного познания в различных рядах опыта, то есть противоречия «по горизонтали».

Но не только политеизм, но и анимизм, и праанимизм не исчерпываются мутными, случайными, субъективными образами, возникавшими в сознании первобытного человечества: трансфизическая реальность стоит и за ними. Провидение именно потому и есть Провидение, что оно никогда не оставляло народы и расы быть игралищем фантазмов и иллюзий, без всякой возможности соприкоснуться с высшей реальностью. Не Бога, а тёмную, злобную силу пришлось бы признать за истинного вожатого человечества, если представить себе, что десятки тысяч лет первобытному человечеству преграждалась всякая возможность пережить что-либо духовное или, по крайней мере, иноматериальное, соприкоснуться с чем-либо, кроме физического мира да собственных фантасмагорий. – Пусть так, но чем может духовный опыт «дикаря» обогатить нас – нас, стоящих на столь высокой, сравнительно с ним, ступени духопознания? – А вот именно тем, что было постигнуто тогда, в той обстановке, тою неповторимой психикой, но не передалось, утратилось, не было преемственно воспринято последующими формами духопознания в свою сокровищницу. Специальное исследование магических представлений и опыта пралогического мышления под этим углом зрения помогло бы не только «реабилитации» этих древних верований в их существенных чертах, но и нашло бы для них место в начинающем формироваться теперь синтетическом религиозном мировоззрении. Выяснилось бы, например, что представления австралийского племени арунта о единой жизненной субстанции, переливающейся в материи непрерывно и повсеместно, из существа в существо, из предмета в предмет (а в таких представлениях заключается, в сущности, вся религия этого племени), есть древнейшее откровение человечества о трансфизическом космосе: это есть живое, ярчайшее, безусловнейшее, чем когда-либо потом, переживание единой жизненной силы; австралийцы окрестили её арунгвильтой, высокоразвитый брахманизм называет её праной, а как назовёт её через двадцать или тридцать лет мировая наука – это мы ещё услышим.

Это разногласие – утверждение тезиса об арунгвильте-пране древнейшими верованиями и отрицание его подавляющим большинством позднейших религиозных учений – можно рассматривать как разногласие стадиальное, разногласие «по вертикали», разногласие между различными ступенями религиозного познания. Но и здесь мы наталкиваемся на ту же ошибку, тот же неправомерный подход к чужому опыту, с которым мы познакомились, разбирая вопрос об отрицании исламом культа святых или идеи Троичности. И здесь, подо всеми доводами, которые приводятся против древнейшего откровения, таится всё тот же наивный ход мысли: об арунгвильте-пране ничего не говорят авторитетные для меня канонизированные тексты; следовательно, её нет. Ход мысли, по меньшей мере, опасный, потому что в таком случае придётся отрицать реальность не только арунгвильты-праны, но и радиоволн, и элементарных частиц, и множества химических элементов, и галактик, и даже, например, планеты Уран, ибо обо всём этом канонические тексты хранят абсолютное молчание*.
* Кстати, если Евангелие не говорит об арунгвильте-пране прямыми словами, зато оно подробно рассказывает о длинном ряде случаев, когда Христос и, позднее, апостолы пользовались этою сущностью. Совершенно непонятно, как могли бы христианские ортодоксы объяснить суть того иноматериального механизма, которым пользовались виновники чудесных исцелений, если отрицать наличие жизненной силы, разлитой во всём и везде.

Выясняется, таким образом, ещё и следующее: решительная необходимость учесть то, что не было учтено в эпоху формирования старинных, так сказать, классических конфессий: опыт первобытного духопознания, а так же то, что не могло быть учтено тогда по самому ходу вещей: опыт многовековой эволюции религий на всех континентах, опыт мировой истории и опыт науки. Материал этих рядов опыта учит нас подходить ко всем догматам и тезисам динамически, уметь понять всякий тезис как звено в цепи религиозно-исторического развития и уметь расслоить его на два, а то и на три пласта. Глубиннейший пласт есть основа идеи, содержащая относительную частную истину. Другой пласт есть специфическая окраска, разработка, детализация идеи в той мере, в какой индивидуальный, расовый или эпохальный аспект её оправдан, ибо именно такой и только такой расовый или эпохальный склад души дал возможность этому народу вообще воспринять эту идею. Самый же внешний, третий пласт – шелуха, аберрации, неизбежная муть человеческих сознаний, сквозь которую проникает свет откровения. Следовательно, опыт всех стадий развития, в том числе политеистической, анимистической и пр., должен быть освобождён от своего внешнего пласта, от шелухи, заново осмыслен и включён в мировоззрение религии итога. Конечно, принцип такой работы здесь едва намечен, системы критериев нуждаются в огромной разработке, да и вообще такой пересмотр «религиозного наследия» – задача колоссальная, требующая совместного труда многих и многих; в настоящее время для неё нет даже и кадров, не говоря о прочих необходимых условиях. Но если эта задача велика, то чем скорее будет приступлено по крайней мере к подготовительной работе, тем лучше. Не надо преуменьшать трудностей, но есть все основания для надежд на то, что при условии доброй воли, при энергии и инициативности руководящих лиц пропасти и рвы, разделяющие ныне все религии, будут постепенно засыпаны, и хотя каждая из религий сохранит своеобразие и неповторимость, но некоторый духовный союз, некоторого рода уния сможет со временем объединить все учения «правой руки».

Известно, что многие японцы, исповедующие христианство, остаются в то же время верными шинтоизму. Правоверного католика или протестанта, да и православного тоже это коробит, он не может понять, как это психологически возможно, и даже ощущает в этом явлении нечто как бы кощунственное. Но безо всякого кощунства это возможно и даже совершенно естественно потому, что опыт христианства и опыт шинтоизма различествуют по горизонтали: они – о разном. Шинтоизм есть национальный миф. Это есть аспект мирового религиозного откровения, обращённый к народу японскому и только к нему. Это – осмысление духовной, лучше сказать, трансфизической реальности, надстоящей над японским народом и только над ним и проявлявшейся в его истории и культуре. В шинтоизме не найти ответов на вопросы космического, планетарного или общечеловеческого характера: о Творце мира, о происхождении зла и страдания, о путях космического становления. Он говорит только о метаистории Японии, о её метакультуре, об иерархиях, ею народоводительствующих, и о небесном соборе просветлённых душ, поднявшихся в высшие миры Шаданакара именно из Японии. Синкретизм японцев, то есть одновременное исповедание ими шинтоизма и католичества, шинтоизма и буддизма, есть не психологический парадокс, а, напротив, первый намёк на то, как должны дополнять гармонически друг друга опыты и истины различных религий.

Конечно, прежде чем станет осуществимой уния между христианством и другими религиями и культами «правой руки» – а это есть одна из исторических задач Розы Мира, – естественно достичь воссоединения христианских церквей: подготовку такого воссоединения, богословскую, философскую, психологическую, культурную и организационную, Роза Мира будет проводить с неослабевающим воодушевлением. Пока воссоединения христианства не произошло, пока Восьмой вселенский собор (или несколько последовательных соборов) не рассмотрят весь объём старой догматики и не внесут в него ряд тезисов, основанных на духовном опыте последней тысячи лет, пока они не санкционируют наивысшим авторитетом воссоединённого христианства тезисы учения Розы Мира, до тех пор эти тезисы могут, конечно, исповедоваться, утверждаться, проповедоваться, но не должны быть отлиты в замкнутые, завершённые, безусловные формы, рекомендуемые к исповеданию всем христианам.

В этом воссоединении христианских конфессий и в дальнейшей унии всех религий Света ради общего сосредоточения всех сил на совершенствовании человечества и на одухотворении природы Роза Мира видит свою надрелигиозность и интеррелигиозность.

Религиозная исключительность её последователям не только чужда – она для них невозможна. Со-верчеству со всеми народами в их наивысших идеалах – вот чему учит её мудрость. Строение Розы Мира предполагает поэтому ряд концентрических кругов. Почитаться пребывающими вне всеобщей церкви не должны последователи никакой религии «правой руки»; те же из них, кто ещё не достиг сознания надрелигиозного единства, занимают внешние из этих кругов. Средние круги охватывают менее деятельных, менее творческих из числа последователей Розы Мира; внутренние же – тех, кто смысл своего существования положил в сознательном и свободном богосотворчестве.

Пусть христианин вступает в буддийский храм с трепетом и благоговением: тысячи лет народы Востока, отделённые от очагов христианства пустынями и горными громадами, постигали через мудрость своих учителей истину о других краях мира горнего. Сквозь дым курений здесь мерцают изваяния высоких владык иных миров и великих вестников, об этих мирах говоривших людям. Мирам этим не соприкоснулся западный человек; пусть же обогатятся его разум и душа хранимым здесь знанием.

Пусть мусульманин входит в индуистский храм с мирным, чистым и строгим чувством: не ложные боги взирают на него здесь, но условные образы великих духов, которых поняли и страстно полюбили народы Индии и свидетельство о которых следует принимать другим народам с радостью и доверием.

И пусть правоверный шинтоист не минует неприметного здания синагоги с пренебрежением и равнодушием: здесь другой великий народ, обогативший человечество глубочайшими ценностями, оберегает свой опыт о таких истинах, которыми духовный мир открылся ему – и никому более.

Розу Мира можно сравнить с опрокинутым цветком, корни которого – в небе, а лепестковая чаша – здесь, в человечестве, на земле. Её стебель – откровение, через него текут духовные соки, питающие и укрепляющие её лепестки, – благоухающий хорал религий. Но, кроме лепестков, у неё есть сердцевина: это – её собственное учение. Учение это не есть механическое сочетание наиболее высоких тезисов различных теософем прошлого: кроме нового отношения к религиозному наследию, Роза Мира осуществляет новое отношение к природе, к истории, к судьбам человеческих культур, к их задачам, к творчеству, к любви, к путям космического восхождения, к последовательному просветлению Шаданакара. В иных случаях отношение это ново потому, что хотя отдельные деятели прошлого говорили о нём, но религией, но церковью оно принимается и исповедуется впервые. В других случаях отношение Розы Мира оказывается новым в безотносительном смысле, потому что его ещё не высказывал никто никогда. Это новое отношение вытекает из нового духовного опыта, без которого, вместо Розы Мира, был бы возможен только рассудочный и бесплодный религиозный эклектизм.

Но прежде чем перейти к содержанию этого духовного опыта, к основам этого учения, предстоит уяснить, на каких путях души этот опыт приобретается и какими методами можем мы облегчить или ускорить для себя его приобретение.



Даниил Андреев, "Роза мира"
  • 0

#66 RUnet Keeper

RUnet Keeper

    Свой человек

  • Клиент Info-DVD.Ru
  • PipPipPipPipPip
  • 5 789 сообщений
948
Очень хороший
  • Страна, Город:
    РУнет
  • Пол:Мужчина

Отправлено 18 Апрель 2009 - 18:32

У молодого поколения новая религия - Дом 2... которая я думаю вернет людей в мир животных, безразумных, лживых и просто противных...
  • 0

и снова в отпуске ))


#67 Wanderer

Wanderer

    Свой человек

  • Киберсанты
  • PipPipPipPipPip
  • 1 265 сообщений
257
Очень хороший
  • Пол:Мужчина

Отправлено 18 Апрель 2009 - 19:03

которая я думаю вернет людей в мир животных, безарумных, лживых и просто противных...

Не вернет, но приблизит! Чтобы потом с новой силой напрвить их обратно вверх - от невежества к осознанию! Это если глобально смотреть на вещи.
Так что нефик замарачиваться на этот счет. :rolleyes: ИМХО
  • 0

#68 Аселя

Аселя

    Стажер

  • Киберсанты
  • PipPipPip
  • 70 сообщений
4
Обычный
  • Страна, Город:
    город 312
  • Пол:Женщина

Отправлено 03 Июнь 2009 - 20:20

Не хочу никого обидеть, правоверные, православные, суперсовременные и прочие, но читать было смешно. Говорю как бывший атеист, прочитавший груду литературы: атеистов про "религию", христиан про атеистов, про мусульман и прочих "религиях", а также про "разных христиан", тех же мусульман про христиан и т.д. ; тесно общавшийся и с православными служителями, баптистами, харизматами, ходивший и в мусульманскую мечеть, и в протестантскую церковь;как бывший обожатель философии и ни к чему не пришедший, хоть и имеющий определенные на тот момент убеждения, пока не случились со мной некоторые события, перевернувшие жизнь. Знатоком себя не считаю, чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, что ты еще ничего не знаешь, поняла главное - даже море знания - ничто, главное познание. Одно правда - Библия на сегодняшний день самая скандальная книга на свете. И самостоятельно, без той же молитвы понять ее...

Мнения здесь действительно о "религии", не о вере в Бога. О вере мнения слишком поверхностны. Так что спорить ни с кем не буду.
Каков вред? Любую идею можно извратив сделать оружием, а эта идея самая сильная была, есть и будет, следовательно и оружие сильное.
Польза? Лучше человек, который хоть во что-то верит, чем человек без веры ни во что - он страшен. Даже зомби шахида есть шанс переубедить аппелируя хорошим знанием писаний (был прецедент). Ведь им движет как ни странно "хорошая" идея, он "чистит" мир и "зарабатывает" очки в рай, просто она извращенная. Впрочем Бог силен изменить любого, и морального урода без веры ни во что. (Да вот кто о нем молится?).

Опиум? Когда касается безграмотных людей, к/м с детства талдычат определенные вещи, и, к/е не подозревают о множестве всего остального и в особенности выбора, можно и сказать. Но много здесь было сказано о бедных, но таких добрых и хороших прихожанах в церкви в наше время, к/е обмануты своими духовными лидерами, и судя по всему и дальше обманываются... Вы что? Думаете у них своей головы нет? Или они не могут отличить сказанное от написанного в той же библии? Хотя да. Такие люди есть везде и церкви не исключение. И если человек своей башкой не рубит, ни хрена не читает, не исследует как к тому призывают все пастора, он и в церкви лоханется. Однако же это не хронические вещи. Кто в церквях? Такие же люди, к,е также могут ошибаться, к/е также могут предавать. Но ведь даже с Аделаджа разобрались, не так ли? Все тайное рано или поздно становится явным. Каждый за свое ответит. Потому что Бог все видит. И поверьте, если церковь насадил Бог, Он ее контролирует. И делает это удивительным образом. (Была свидетелем).

Не помню местописание, но смысл таков: Не скоро делаются дела Господни, и потому люди не боятся. Но не медлит Господь с наказанием, а долготерпит, ожидая покаяния.
Ведь абсолютно каждый дорог для него.

А тема в этом русле совершенно бесконечна.
  • 0

#69 Анатолий Белоусов

Анатолий Белоусов

    Основатель форума

  • Администрация
  • 27 349 сообщений
8 764
Очень хороший
  • Страна, Город:
    Россия, г. Ижевск
  • Пол:Мужчина

Отправлено 03 Июнь 2009 - 21:02

И поверьте, если церковь насадил Бог, Он ее контролирует.



Не верим!..
Что церковь насадил Бог - НЕ ВЕРИМ!
Так как это - ложь!
Церковь насадил не Бог! Ее насадили ЛЮДИ!..
Со всеми вытекающими из этого последствиями... :o
  • 0

Обучение ИНВЕСТИРОВАНИЮ и ТРЕЙДИНГУ - https://www.infoclub.info
Известнейшее мультимедийное ИЗДАТЕЛЬСТВО - http://www.info-dvd.ru

Авторский блог АНАТОЛИЯ БЕЛОУСОВА - http://www.cyberdengi.com


#70 Гость_Alana_*

Гость_Alana_*
  • Гости

Отправлено 04 Июнь 2009 - 17:49

Не верим!..
Что церковь насадил Бог - НЕ ВЕРИМ!
Так как это - ложь!
Церковь насадил не Бог! Ее насадили ЛЮДИ!..
Со всеми вытекающими из этого последствиями... :o

Просто Вам пока это не открылось.
  • 0

#71 Анатолий Белоусов

Анатолий Белоусов

    Основатель форума

  • Администрация
  • 27 349 сообщений
8 764
Очень хороший
  • Страна, Город:
    Россия, г. Ижевск
  • Пол:Мужчина

Отправлено 04 Июнь 2009 - 19:31

Просто Вам пока это не открылось.



Напротив!
Мне - именно ОТКРЫЛОСЬ!
Мне открылось, что церковь насадил не Бог! Ее насадили ЛЮДИ!..
Именно ОТКРЫЛОСЬ!
  • 0

Обучение ИНВЕСТИРОВАНИЮ и ТРЕЙДИНГУ - https://www.infoclub.info
Известнейшее мультимедийное ИЗДАТЕЛЬСТВО - http://www.info-dvd.ru

Авторский блог АНАТОЛИЯ БЕЛОУСОВА - http://www.cyberdengi.com


#72 Карневич Юрий

Карневич Юрий

    ИМХО и точка :)

  • Киберсанты
  • PipPipPipPipPip
  • 728 сообщений
95
Очень хороший
  • Страна, Город:
    Беларусь
  • Пол:Мужчина

Отправлено 04 Июнь 2009 - 19:34

Просто Вам пока это не открылось.

Точно... Вы тока не переживайте, Анатолий, всё впереди :o

Это вечная тема, друзья. Можно спорит и спорить... Одни скажут, что религия делает человека лучше, и это так. Другие скажут, что слепая вера это плохо - и они тоже смогут это доказать.

Я не религиозный человек, но я верю, что есть что-то выше меня. Я не хожу в церковь, не молюсь и не прошу о помощи. Я живу, думаю и стремлюсь. Одного бога в душе мало. Но его отсутствия в моей душе не делает меня хуже. У меня есть моральные ценности, у меня есть душа.

Я никогда не встреваю в такие дискуссии, потому что вещи, которые заложены в корни человеческого сознания, сильнее моих слов. И это не мысли слабого. Это мысли человека, который понимает: если человек хочет верить, что кто-то свыше ему помогает, он никогда от этого не откажется, и наоборот.

Каждый верит в то, во что он хочет верить.

Сообщение отредактировал Карневич Юрий: 04 Июнь 2009 - 19:36

  • 0
Критику надо воспринимать спокойно: чем сильнее пендаль, тем выше полет.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Красивый и качественный дизайн для Вашего сайта

#73 Анатолий Белоусов

Анатолий Белоусов

    Основатель форума

  • Администрация
  • 27 349 сообщений
8 764
Очень хороший
  • Страна, Город:
    Россия, г. Ижевск
  • Пол:Мужчина

Отправлено 04 Июнь 2009 - 20:59

Каждый верит в то, во что он хочет верить.



И да, и нет...
В большей степени это относится к "вере сердца", в гораздо меньшей - к "вере ума" - http://info-forum.ru...w...ost&p=72715
  • 0

Обучение ИНВЕСТИРОВАНИЮ и ТРЕЙДИНГУ - https://www.infoclub.info
Известнейшее мультимедийное ИЗДАТЕЛЬСТВО - http://www.info-dvd.ru

Авторский блог АНАТОЛИЯ БЕЛОУСОВА - http://www.cyberdengi.com


#74 Карневич Юрий

Карневич Юрий

    ИМХО и точка :)

  • Киберсанты
  • PipPipPipPipPip
  • 728 сообщений
95
Очень хороший
  • Страна, Город:
    Беларусь
  • Пол:Мужчина

Отправлено 05 Июнь 2009 - 04:39

В большей степени это относится к "вере сердца", в гораздо меньшей - к "вере ума"

Тоже верно.
Но Анатолий... За время всех Ваших споров на форуме вы хоть кого-нибудь переубедили? У вас были замечательные доводы и обоснования. Один Омикрон чего стоит. Но тем не менее, всё осталось по-прежнему.
Наверное, эта часть веры ума, уже перешла в веру сердца...

P.S. Надеюсь, на меня никто не обиделся за эти слова :o Я не считаю религиозных людей глупцами. Ту же Элечку я по-дружески очень люблю и уважаю, и религия делает человека лучше, бесспорно. Больше смущает вера в "нечто".
  • 0
Критику надо воспринимать спокойно: чем сильнее пендаль, тем выше полет.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Красивый и качественный дизайн для Вашего сайта

#75 .:Алексей:.

.:Алексей:.

    Настраиваю Яндекс Директ

  • Клиент Info-DVD.Ru
  • PipPipPipPipPip
  • 1 799 сообщений
694
Очень хороший
  • Страна, Город:
    Г. Тамбов
  • Пол:Мужчина

Отправлено 05 Июнь 2009 - 07:23

Вроде бы в обсуждениях некоторые люди пересмотрели свою точку зрения и перешли ближе к Анатолию.
  • 0

Блог про контекстную рекламу - https://spec-direkt.ru/

 


#76 Гость_Alana_*

Гость_Alana_*
  • Гости

Отправлено 05 Июнь 2009 - 16:52

Тоже верно.
Но Анатолий... За время всех Ваших споров на форуме вы хоть кого-нибудь переубедили? У вас были замечательные доводы и обоснования. Один Омикрон чего стоит. Но тем не менее, всё осталось по-прежнему.
Наверное, эта часть веры ума, уже перешла в веру сердца...


Очень любопытно,что такое в Омикроне(аааааа...Анатолий не принимайте на свой счет) должно было убедить христиан в чем-то.Можно одной строкой - самой ,на Ваш взгляд,главной.Я такой не нашла( дико извиняюсь,Анатолий,не хочу зацепить.Интересно,что другие видят.Может я слепа.)
  • 0

#77 .:Алексей:.

.:Алексей:.

    Настраиваю Яндекс Директ

  • Клиент Info-DVD.Ru
  • PipPipPipPipPip
  • 1 799 сообщений
694
Очень хороший
  • Страна, Город:
    Г. Тамбов
  • Пол:Мужчина

Отправлено 05 Июнь 2009 - 18:40

Да интересно, что там в Омикроне. Читал несколько страниц, ничего не нашел, потом бросил.
  • 0

Блог про контекстную рекламу - https://spec-direkt.ru/

 


#78 Анатолий Белоусов

Анатолий Белоусов

    Основатель форума

  • Администрация
  • 27 349 сообщений
8 764
Очень хороший
  • Страна, Город:
    Россия, г. Ижевск
  • Пол:Мужчина

Отправлено 05 Июнь 2009 - 18:43

Очень любопытно,что такое в Омикроне(аааааа...Анатолий не принимайте на свой счет) должно было убедить христиан в чем-то.Можно одной строкой - самой ,на Ваш взгляд,главной.Я такой не нашла( дико извиняюсь,Анатолий,не хочу зацепить.Интересно,что другие видят.Может я слепа.)


Да интересно, что там в Омикроне. Читал несколько страниц, ничего не нашел, потом бросил.



Дааа...
Вот такие вот, значит, хреновые читатели эти христиане (смотрят в книгу, видят фигу!)... ;)





Навскидку...



"...Обычно понятие "вера" связывают с религией. Однако не всякая вера является религиозной. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в чем-либо (в достижении цели, наступлении события, истинности идей, и т.д.), при недостатке точного знания об этом нечто. Вера это то, что временно заменяет знание. В какой-то мере, в ней содержится ожидание осуществления желаемого. Вера возникает по отношению к тем событиям, идеям, процессам, которые имеют для человека более или менее значимый смысл. Выражаясь научным языком, данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия, его благоприятного исхода и знание этой возможности. Если событие свершилось или стало очевидным, что оно невозможно, если поведение реализовано или стало ясно, что оно не будет осуществлено никогда, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает.

Вера в Бога может быть реализована и без какого бы то ни было участия религии. На современном этапе развития общества религиозное сознание скорее тормозит духовный прогресс человека, чем стимулирует его. По большому счету, в своей "борьбе за Истину", большинство религий о Боге забыли вовсе. Каждая из них с пеной у рта отстаивает свое представление о Нем, отрицая тем самым Его объективное бытие. Религиозный догматизм, косность и неспособность (или нежелание?), религий приспосабливаться к изменениям окружающего мира уже оттолкнули и продолжают отталкивать от них все большее и большее количество людей. Людей неординарно мыслящих, по-настоящему стремящихся к Господу, ищущих высший жизненный смысл.

Главным в любой религии является ее внешняя форма, ее каноны и обряды, ее культ. Имея в своем арсенале обширнейшие знания и богатейший опыт, накопленные многими поколениями людей, религиозные идеологи объявляют себя монополистами на этот колоссальный багаж, присваивая себе единоличное право трактовать или комментировать имеющиеся в их распоряжении "истины". При необходимости вам будут даны готовые ответы на любые, даже самые сложные и неразрешимые вопросы. Правда, с одним непременным условием – принять эти ответы вы должны безоговорочно, не критикуя, в том виде, в каком они подаются. Именно в этом заключается специфика "религиозной веры", и именно это ставит религию в современном нам мире на грань вырождения. Об этом свидетельствует сама история.

Когда-то, очень давно, религиозное сознание являлось доминирующим. Оно насквозь пронизывало как общественное или групповое, так и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпадали с этническими, а религиозная деятельность являлась важнейшим компонентом общей социальной деятельности. Власть религиозная и светская соединялась в одних и тех же руках. Однако постепенно положение вещей изменялось. Светское сознание продолжало существовать бок о бок с религиозным, но зависело от него уже не так жестко. Этнические и религиозные общности все больше дифференцировались.

Сегодня религиозное сознание занимает второстепенное место в сознании общественном, а религиозные отношения являются лишь частным видом социальных отношений. Элементы религиозного культа для среднего человека становятся не более чем экзотикой, модной причудой. Доминируют системы других идей – экономических, политических, философских, научных…

Стало ясно, что религиозность и духовность далеко не одно и то же. Духовность есть возвышение интеллекта и чувствований, самосознание и самопознание, поиск смысла и цели существования, нахождение идеала… наконец, творчество! Разве могут все эти качества реализоваться в организациях, являющихся авторитарными по своей сути, требующих признания абсолютности их лидеров, положений, идей; в организациях, которые склоняют своих членов стать безропотным стадом, так называемой паствой?!.

Вместо того, чтобы помогать человеку развиваться нравственно и духовно, вместо того, чтобы стимулировать его к активным действиям, религия разными способами пытается компенсировать, восполнить его ограниченность и бессилие, как в плане перестройки сознания, так и в плане изменения объективных условий существования, обрекая его тем самым на пассивное прозябание. К подобным выводам, размышляя над сущностью религии, приходили очень многие мыслители. Да не за это ли был отлучен от церкви Л. Н. Толстой, человек глубоко верующий, но отрицавший необходимость посредничества между Богом и Человеком в лице церкви?!."


"...Представления о существовании души после смерти возникают в человеческом сознании на самых ранних этапах развития общества. Об этом свидетельствуют хотя бы погребальные церемонии и древнейшие захоронения, относящиеся еще к мустьерскому периоду (ранний палеолит). Первоначально представления эти были довольно смутными, "загробного мира" как такового не существовало, считалось, что души умерших витают где-то поблизости от места погребения или земной жизни. Однако, чем дальше, тем данные представления становились все более оформленными и систематизированными. По большому счету, верования в "будущую жизнь" разделяются на два основных течения: первое, это учение о переселении душ (реинкарнация), второе – учение о существовании души после смерти без воплощения в новое тело (в т.ч. - христианство).

Когда я впервые задумался над этим вопросом, то, как и большинство, размышлявших на эту тему людей, невольно начал склоняться в пользу теории реинкарнации. Уж больно нелогичным выглядело учение, согласно которому наша земная жизнь оказывается какой-то бессмыслицей или нелепостью. (в т.ч. и христианство) Ну, какой смысл может быть в том, чтобы за одну короткую жизнь, человек обрекался на вечные муки или вечное блаженство?!. Постепенно, предположение о справедливости теории реинкарнации стало перерастать в уверенность, а затем и в твердое убеждение, ибо на помощь логики приходили всё новые и новые факты..."


"ОМИКРОН" - http://ariom.ru/lite...s/tages-01.html


:o
  • 0

Обучение ИНВЕСТИРОВАНИЮ и ТРЕЙДИНГУ - https://www.infoclub.info
Известнейшее мультимедийное ИЗДАТЕЛЬСТВО - http://www.info-dvd.ru

Авторский блог АНАТОЛИЯ БЕЛОУСОВА - http://www.cyberdengi.com


#79 .:Алексей:.

.:Алексей:.

    Настраиваю Яндекс Директ

  • Клиент Info-DVD.Ru
  • PipPipPipPipPip
  • 1 799 сообщений
694
Очень хороший
  • Страна, Город:
    Г. Тамбов
  • Пол:Мужчина

Отправлено 05 Июнь 2009 - 18:59

Так ведь, если я читаю газету и понимаю, что это очередная "желтая пресса", то далее 2 страниц не читаю, так как не вижу смысла.

Омикрон начинается как "обычная" книжка, девиз которой "Вот здесь секрет того, как стать богатым и счастливым", и после этого разве можно переубедить читателя, что данная литература несет в себе "свет" на нашу темную жизнь?

Поэтому и читать ее хренова. :o
  • 0

Блог про контекстную рекламу - https://spec-direkt.ru/

 


#80 .:Алексей:.

.:Алексей:.

    Настраиваю Яндекс Директ

  • Клиент Info-DVD.Ru
  • PipPipPipPipPip
  • 1 799 сообщений
694
Очень хороший
  • Страна, Город:
    Г. Тамбов
  • Пол:Мужчина

Отправлено 05 Июнь 2009 - 19:03

Ну, какой смысл может быть в том, чтобы за одну короткую жизнь, человек обрекался на вечные муки или вечное блаженство?!.


Человеческая жизнь коротка, согласен, но она не коротка для того, чтобы сделать выбор. А что за выбор, вы и сами знаете.
  • 0

Блог про контекстную рекламу - https://spec-direkt.ru/

 





Количество пользователей, читающих эту тему: 174

0 пользователей, 174 гостей, 0 скрытых пользователей