Ну-у, я бы сказал немного иначе...
БОГ - всё, что нас окружает, что находится вокруг и внутри нас. Бог - это ВСЁ. Это вообще ВСЁ!!! Всё сущее...
Просто, если утверждать именно в той форме, в какой данное утверждение звучит у Вас - "БОГ - это сам человек" - создается иллюзия того, что человек как бы обожествляется и противопоставляется всему остальному мирозданию.
Тогда как на самом деле, человек - это такая жеточно ЧАСТИЧКА Бога, а как и всё остальное...
По ходу темы...
Фрагмент из повести "Лабиринт":
...Автобус выехал со станции в половине седьмого. Народу было немного и Николай по старой, укоренившейся с самого детства привычке, занял место возле кабины водителя. Во время поездки он любил смотреть на дорогу, на встречный поток машин… Было в этом что-то завораживающее. Впрочем, на этот раз дорога очень скоро ему наскучила. Сначала в голову лезли разные мысли, большей частью о Мóрии и Лабиринте, затем его внимание привлек разговор. На противоположном сиденье расположились два паренька. С самого автовокзала они о чем-то оживленно спорили. Поначалу Николай слушал их вполуха, затем, мало-помалу, увлекся и начал вслушиваться более внимательно. Разговор шел о Боге.
— Да говорю же тебе, это абсурд! — выходя из себя, чуть ли не кричал один из них, белобрысый и тощий. — Вселенная не нуждается ни в каком Верховном Управителе, она сама в себе заключает вечное начало.
— Бог сам в себе заключает вечное начало, — спокойно, с оттенком легкого превосходства возразил другой.
На нем была совершенно невообразимая полосатая кепка громадных размеров, которая ежеминутно съезжала ему на глаза и он то и дело поправлял ее.
— Ну вот, заладил: Бог, Бог. Да кто он вообще такой, этот твой бог? Бородатый мужик на облаке? Трупного цвета юноша, восседающий на лотосе, с дудкой в зубах? Или, может быть, медный Будда в храме?
— И то, и другое, и третье. И в то же время, ни одно из всего перечисленного.
— Пошло-поехало! Ты начинаешь рассуждать, как последний кришнаит на площади.
— А ты, Дрыга, тормоз, если не понимаешь таких простых вещей. Разуй глаза и посмотри вокруг. Тебя чему учили в твоем универе? Если есть следствие, должна быть и причина. Обрати внимание на то, как гармонично устроен мир. Как сложно и как разумно. Что это, по-твоему, случайность? Жизнь на Земле существует три с половиной миллиарда лет, причем не просто зародилась и существует, а целенаправленно развивается. Значит это уже не случайность, а цепь, чреда непрерывных «случайностей», то бишь закономерность. Да и сама случайность, если уж на то пошло, есть ни что иное, как проявление все той же закономерности…
— Необходимости, — сердито поправил белобрысый.
— Пусть необходимости, какая разница! Это и в твоем диамате написано, если ты конечно хоть раз в него заглядывал.
Он замолчал, поправил съехавшую на глаза кепку и продолжил:
— Ну, так вот, что же послужило причиной возникновения Вселенной, если не Бог? Кем созданы все те законы, по которым она развивается, если не Богом, и кто (или что) поддерживает эти законы неизменными в течение вот уже более двадцати миллиардов лет?
— Законы, о которых ты говоришь, есть неотъемлемый атрибут материи. Они возникли вместе с материей и…
— Возникли! — перебил Полосатый и поправил кепку.
— Да возникли, если ты имеешь в виду теорию Фридмана. Но Большой Взрыв, это большой взрыв, а никакой не «акт творения».
— С какой же, по-твоему, стати он произошел, этот Большой Взрыв, если все по той же теории Фридмана вне точки сингулярности ничего не было, даже пространства и времени, а в самой точке время остановилось? Кто дал толчок, импульс к расширению, а? И что это за самовозникающий атрибут? Стул может иметь четыре ноги, но заявление, что четвероногостью он наделил себя сам, мягко говоря, нелепо!
Во дают! — подумал Николай с восторгом и удивлением. — «Мы с приятелем на пару зарубили муравья…». Невероятное что-то!..
Разговор продолжался.
— Религия, это вопиющая нелепость, — настаивал Дрыга. – Одна религия утверждает одно, другая – другое. Не лучшее ли это доказательство того, что все они заблуждаются?
— Можно подумать, ты прочитал хоть одну религиозную книгу.
— Не читал, но знаю.
— То-то и видно, что не знаешь. А если б читал и сравнивал, то не говорил бы подобной ерунды.
— А ты читал и сравнивал?
— Сравнивал.
— И чего же ты там насравнивал?
— А то и насравнивал. Если откинуть ту мифологическую оболочку, ту скорлупу, под которой спрятано основное ядро любой религии, то сразу увидишь насколько эти религии схожи. Сущность их едина и учат они, по сути дела, одному и тому же.
— И то, чему они учат – Истина! — скривился Дрыга.
Полосатый ответил не сразу.
— Истина, — проговорил он немного погодя, — но не полная. Нельзя отождествлять то или иное представление о боге, с самим Богом, с Его сущностью…
— Я что-то не понимаю, — заволновался Дрыга, — ты веришь в Бога, но отвергаешь религию?
— Да. Религия и Бог – две разные вещи (как секс и любовь). Представления о Боге в разных рели-гиях расходятся и это не случайно. По сути дела, эти представления есть лишь отражение Бога объективного в коллективном сознании той или иной группы людей. И как любое отражение, оно подвержено более или менее значительным искажениям. Чего же тут удивительного и как это может опровергать существование самого Бога? Ты же не станешь отрицать существование, ну скажем, Йемена на том лишь основании, что разные люди, побывавшие там, описывают его по-разному. Наши точки зрения на тот или иной предмет могут сильно расходиться, но ведь это же не является доказательством того, что сам предмет объективно не существует! Да, представления человечества о Боге менялись с его, человечества, развитием. Но ведь точно так же менялись и представления человечества о природе, об окружающем нас мире. Значит ли это, что окружающий мир есть лишь плод нашего воображения?
— Ты, Барик, рассуждаешь как наш профессор, — усмехнулся Дрыга, — вот только рассуждаешь о диаметрально противоположном.
— Ну, так вот, — продолжал, видимо очень польщенный, Полосатый, — вместо того, чтобы проповедовать Бога как такового, вместо того, чтобы искать Бога Живого и Объективного, религии грызутся между собой, отстаивая каждая свой миф. За внешней формой Бога, за его мифологической оболочкой, они перестали видеть божественную сущность, сердце и душу Его. Каждая религия утверждает, что права она и только она, а все остальные религии заблуждающиеся и ложные. Ну, какой здравомыслящий человек после этого пойдет за ними?
— Религии религиями, но ведь мы-то начали разговор не о том, — напомнил Дрыга. — Что же, в таком случае, есть Бог? Каким ты Его себе представляешь, если отвергаешь Его религиозный облик?
— Я? Хм… — Барик поправил кепку. — Тут сразу не ответишь. Это очень сложный вопрос… хм…
— Ну вот, — обрадовался Дрыга, — треплешься, треплешься, а как задали прямой вопрос, так сразу в кусты.
— Бог – это всё! Всё, что нас окружает. Он находится не где-то там, за облаками, но вокруг и внутри нас. Условно Вселенную можно разделить на материальную и духовную. Материальная ее часть есть «тело Господне», а духовная – «Его душа». Человек подобен Богу в том смысле, что он так же состоит из души и тела. Я надеюсь, существования духовной части Вселенной ты не станешь отрицать?
— Стану, — отрезал Дрыга. — Дух, или сознание, есть свойство высокоорганизованной материи специфическим образом отражать объективный мир. Так нас, по крайней мере, учат. В неживой природе сознание отсутствует.
— Понимаю. Спор о том, что первично?
— Именно.
— И ты, конечно, считаешь, что первична материя?
— Конечно. А ты нет?
— А я нет. В моем понимании вопрос о первичности вообще снимается.
— Как так? — удивился Дрыга.
— А вот так! Вспомни свой диамат, что там сказано? Закон единства и борьбы противоположностей. Любая вещь есть единство заключенных в ней противоположностей; противоположности не могут существовать друг без друга. Пример с полюсами магнита: если исчезает одна противоположность, то автоматически исчезает другая, и наоборот. Что из этого следует?
— Что следует?
— Неразрывность, балда! Если Вселенная вечна, то вечны и составляющие ее противоположности: вечна материя – вечен и дух. Если же нет, то появление одного из начал с необходимостью, сию же минуту приводит к появлению другого. Отсюда: вопрос о первичности снимается.
— Софистика, — неуверенно пискнул Дрыга.
Софистика! — подумал Николай, и тут же усомнился, — а может и не софистика, черт ее знает!..
— Бог в нас и вокруг нас, Бог – это всё! — с видом сумасшедшего пантеиста вещал Барик (кепку свою он снял и засунул в карман). — Духовная наша часть подобна Богу качественно, но отличается от Него количественно. Все, что нас окружает, имеет душу – все живое: животные, растения, камни… Разница лишь в состоянии пробужденности сознания этих душ. На заре творения Бог отделил от Себя часть Своей духовной субстанции (в силу неизвестных для нас причин, лишившейся осознания Его), облекая ее в материю. Так появились Индивидуальные Души. Их цель – развитие и самосовершенствование, направленные на возвращение обратно к Богу. Мы тоже были камнями, растениями, животными… Они, в свою очередь, станут людьми, а их место займут новые Души. Проходя стадию за стадией и становясь, все более и более совершенной, каждая отдельная Душа вновь сливается с Душой Божественной, не утрачивая, впрочем, своей индивидуальности но, расширяя ее до божественной, а значит, обретая свою истинную, изначальную, высшую индивидуальность. Я – часть Господа, корова – часть Господа, ганжубас – часть Господа, этот автобус – тоже часть Господа. Мы едины! Мы все являемся одним и тем же – Богом!! Развитие Божественной Души, души бесконечной, уже достигшей наивысшей степени совершенства но, несмотря на это, продолжающей совершенствоваться дальше, немыслимо вне и без развития Душ Индивидуальных, ограниченных и несовершенных…
— Пошли, — Дрыга пихнул его в бок, — выходим.
Барик так увлекся, что едва не пропустил свою остановку.
Сойдя с автобуса, оба направились к лесу. Барик оживленно жестикулировал, Дрыга уныло плелся рядом. Глядя на них, Николай улыбнулся. Этот Дрыга, по всей видимости, учится на фило-софском отделении, — подумал он. — Второй вряд ли, хотя языком треплет куда лучше будущего «Анаксимандра». Тот ему и в подметки не годится. А тему-то, тему какую выбрали! Вот тебе и «два литра прикола»!..
"Лабиринт" - http://www.proza.ru/...1/05/12-17.html
Согласен на все 100%!!!
Я назыаю религии - "духовным опиумом" или "духовными костылями"...
Да ради Бога!
Могу даже еще подкинуть цитату:
Обычно понятие "вера" связывают с религией. Однако не всякая вера является религиозной. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в чем-либо (в достижении цели, наступлении события, истинности идей, и т.д.), при недостатке точного знания об этом нечто. Вера это то, что временно заменяет знание. В какой-то мере, в ней содержится ожидание осуществления желаемого. Вера возникает по отношению к тем событиям, идеям, процессам, которые имеют для человека более или менее значимый смысл. Выражаясь научным языком, данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия, его благоприятного исхода и знание этой возможности. Если событие свершилось или стало очевидным, что оно невозможно, если поведение реализовано или стало ясно, что оно не будет осуществлено никогда, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает.
Вера в Бога может быть реализована и без какого бы то ни было участия религии. На современном этапе развития общества религиозное сознание скорее тормозит духовный прогресс человека, чем стимулирует его. По большому счету, в своей "борьбе за Истину", большинство религий о Боге забыли вовсе. Каждая из них с пеной у рта отстаивает свое представление о Нем, отрицая тем самым Его объективное бытие. Религиозный догматизм, косность и неспособность, (или нежелание?), религий приспосабливаться к изменениям окружающего мира уже оттолкнули и продолжают отталкивать от них все большее и большее количество людей. Людей неординарно мыслящих, по-настоящему стремящихся к Господу, ищущих высший жизненный смысл.
Главным в любой религии является ее внешняя форма, ее каноны и обряды, ее культ. Имея в своем арсенале обширнейшие знания и богатейший опыт, накопленные многими поколениями людей, религиозные идеологи объявляют себя монополистами на этот колоссальный багаж, присваивая себе единоличное право трактовать или комментировать имеющиеся в их распоряжении "истины". При необходимости вам будут даны готовые ответы на любые, даже самые сложные и неразрешимые вопросы. Правда, с одним непременным условием – принять эти ответы вы должны безоговорочно, не критикуя, в том виде, в каком они подаются. Именно в этом заключается специфика "религиозной веры", и именно это ставит религию в современном нам мире на грань вырождения. Об этом свидетельствует сама история.
Когда-то, очень давно, религиозное сознание являлось доминирующим. Оно насквозь пронизывало как общественное или групповое, так и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпадали с этническими, а религиозная деятельность являлась важнейшим компонентом общей социальной деятельности. Власть религиозная и светская соединялась в одних и тех же руках. Однако постепенно положение вещей изменялось. Светское сознание продолжало существовать бок о бок с религиозным, но зависело от него уже не так жестко. Этнические и религиозные общности все больше дифференцировались.
Сегодня религиозное сознание занимает второстепенное место в сознании общественном, а религиозные отношения являются лишь частным видом социальных отношений. Элементы религиозного культа для среднего человека становятся не более чем экзотикой, модной причудой. Доминируют системы других идей – экономических, политических, философских, научных…
Стало ясно, что религиозность и духовность далеко не одно и то же. Духовность есть возвышение интеллекта и чувствований, самосознание и самопознание, поиск смысла и цели существования, нахождение идеала… наконец, творчество! Разве могут все эти качества реализоваться в организациях, являющихся авторитарными по своей сути, требующих признания абсолютности их лидеров, положений, идей; в организациях, которые склоняют своих членов стать безропотным стадом, так называемой паствой?!.
Вместо того, чтобы помогать человеку развиваться нравственно и духовно, вместо того, чтобы стимулировать его к активным действиям, религия разными способами пытается компенсировать, восполнить его ограниченность и бессилие, как в плане перестройки сознания, так и в плане изменения объективных условий существования, обрекая его тем самым на пассивное прозябание. К подобным выводам, размышляя над сущностью религии, приходили очень многие мыслители. Да не за это ли был отлучен от церкви Л. Н. Толстой, человек глубоко верующий, но отрицавший необходимость посредничества между Богом и Человеком в лице церкви?!.
Зачем ты все это рассказываешь? — спросил меня как-то один мой знакомый. — Для простого человека, нежелающего забивать голову разными философствованиями, религиозность является единственным проявлением духовности. Ты хочешь отобрать у него надежду на высшую Справедливость, надежду на будущее Спасение?..
Господи, что за вздор? Конечно же, нет! Я не собираюсь выбивать костыли у хромого или безногого. Моя цель – заставить отказаться от инвалидной коляски того, кто в ней совсем не нуждается. Ни один обыватель, опускающийся на колени перед иконой только ради того, чтобы вымолить себе здоровье или улучшить свое благосостояние, спешащий на исповедь в надежде получить отпущение грехов, (которых, несмотря на это, с каждым днем становится все больше и больше), подающий милостыню, чтобы лишний раз сказать себе: "какой ты хороший!", или почувствовать свое превосходство, меня не услышит. Эта книга никогда не окажется у него в руках, ибо "поиски Бога" его не интересуют, а развиваться духовно он совсем не стремится. Кроме того, не следует отождествлять духовность и "благочестие". Те, к кому я обращаюсь, уже и сами поняли, что религия вряд ли сможет помочь им. Именно им важно подсказать, в каком направлении следует двигаться.
"Омикрон" - http://ariom.ru/lite...tages-01.html#3
Нет, не обязательно...
Вместо "бога" могут быть духи и т.п.
На ОБЯЗАТЕЛЬНОМ "наличии бога" не настаивает даже классическое определение религии, согласно которому, религия - это совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения.
Буддизм - самая древняя из всех мировых религий. Буддийский пантеон объединяет множество богов, но все эти боги играют в Буддизме второстепенную роль. В Буддизме они - не главное!..
Можно, в принципе...
Если начнет набираться много такого материала, можно будет действительно перегнать всё в одну тему...
Наши споры в терминах, но в главном сходимся. Но все же, если не уклоняться от темы, то я хочу резюмировать - духовная составляющая человека - это частица Единого Бога, а материальная составляющая служит для наполнения духовной составляющей Сутью! Хм, во загнул ))