Перейти к содержимому

Фотография

Что такое совесть...


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 304

#261 Олег Н

Олег Н

    Свой человек

  • Клиент Info-DVD.Ru
  • PipPipPipPipPip
  • 896 сообщений
154
Очень хороший
  • Пол:Мужчина

Отправлено 28 Март 2009 - 08:00

а заступающийся бы понял - что делает по большому счету совершенно бессмысленый поступок, так как то, что передним происходит - более чем закономерно и несмотря на кажущееся "Зло", является элементом всеобщего "Блага"... cool.gif


Тем не менее чуть выше вы писали, что дважды были в роли заступающегося... А сегодня, если бы стали свидетелем изнасилования, в третий раз заступились бы?

Только человек с очень низким уровнем духовного развития, причиняя другому живому существу - боль, страдания, унижения - сам испытывает от этого удовольствие...
Человек с достаточно высоким уровнем духовного развития, причиняя другому живому существу - боль, страдания, унижения - сам от этого испытывает еще бОльшие боль, страдание, унижение!..


Тогда получается, что по мере того как уровень сознания человека поднимается к Абсолюту, ему становиться НЕ всё равно страдает другое существо (да и он сам) или нет? Из этого следует что насиловать, причинять другому существу страдания - это всё-так плохо.
Но это противоречит нашей концепции:

Абсолют не желает и не намерен сделать людей какими-то, дать им что-то, привести к чему-то или куда-то, научить ... etс

Для Абсолюта эти ситуации одинаково полезны, в обоих ситуациях всё-таки получаем уникальный опыт.

Заступаться - это само по себе не благо, а насиловать - это само по себе не зло (для Абсолюта все полезно).

  • 0

На правах рекламы

#262 Анатолий Белоусов

Анатолий Белоусов

    Основатель форума

  • Администрация
  • 27 341 сообщений
8 761
Очень хороший
  • Страна, Город:
    Россия, г. Ижевск
  • Пол:Мужчина

Отправлено 28 Март 2009 - 15:44

Тем не менее чуть выше вы писали, что дважды были в роли заступающегося... А сегодня, если бы стали свидетелем изнасилования, в третий раз заступились бы?


Да, заступился бы!
Ведь я - не Абсолют, а человек!
И видя, как страдает другое существо - я невольно испытываю страдания сам.
А значит - стремлюсь от этого страдания избавиться...


Тогда получается, что по мере того как уровень сознания человека поднимается к Абсолюту, ему становиться НЕ всё равно страдает другое существо (да и он сам) или нет?


В рамках человеческой формы - да!
Выше - не могу сказать точно...


Из этого следует что насиловать, причинять другому существу страдания - это всё-так плохо.


Это не хорошо и не плохо!
Это просто - не правильно и деструктивно!
Но этот деструктив - есть НЕОТЪЕМЛЕМАЯ часть мировой гармонии и всеобщего конструктива... ;)
Как сила трения - которая мешает движению, но без которой движение вообще было бы невозможно...


Но это противоречит нашей концепции:

Для Абсолюта эти ситуации одинаково полезны, в обоих ситуациях всё-таки получаем уникальный опыт.
Заступаться - это само по себе не благо, а насиловать - это само по себе не зло (для Абсолюта все полезно).



Абсолютно не противоречит!
Так как - мы же не Боги (не Абсолют), а - люди!!!
И до Абсолюта нам еще - как до Китая ползком на брюхе... ;)

То, что хорошо Абсолюту, может казаться непрятным - конкретному человеку...
Так что - никакого противоречия!.. :)
  • 0

Обучение ИНВЕСТИРОВАНИЮ и ТРЕЙДИНГУ - https://www.infoclub.info
Известнейшее мультимедийное ИЗДАТЕЛЬСТВО - http://www.info-dvd.ru

Авторский блог АНАТОЛИЯ БЕЛОУСОВА - http://www.cyberdengi.com


#263 Dimieneby

Dimieneby

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 3 сообщений
0
Обычный

Отправлено 01 Ноябрь 2009 - 08:01

Смирение - один из основных качеств человека ведущий ко спасению, но что это такое? Как нужно смирятьсяБ чтобы угодить Богу? И надо ли ему угождать?
  • 0

#264 Анатолий Белоусов

Анатолий Белоусов

    Основатель форума

  • Администрация
  • 27 341 сообщений
8 761
Очень хороший
  • Страна, Город:
    Россия, г. Ижевск
  • Пол:Мужчина

Отправлено 01 Ноябрь 2009 - 17:03

Смирение - один из основных качеств человека ведущий ко спасению, но что это такое? Как нужно смирятьсяБ чтобы угодить Богу? И надо ли ему угождать?



Богу - Ваше смирение не нужно...
Оно нужно исключительно ВАМ(!!!) - так как помогает унять гордыню...
  • 0

Обучение ИНВЕСТИРОВАНИЮ и ТРЕЙДИНГУ - https://www.infoclub.info
Известнейшее мультимедийное ИЗДАТЕЛЬСТВО - http://www.info-dvd.ru

Авторский блог АНАТОЛИЯ БЕЛОУСОВА - http://www.cyberdengi.com


#265 RUnet Keeper

RUnet Keeper

    Свой человек

  • Клиент Info-DVD.Ru
  • PipPipPipPipPip
  • 5 789 сообщений
948
Очень хороший
  • Страна, Город:
    РУнет
  • Пол:Мужчина

Отправлено 08 Декабрь 2009 - 14:00

Совесть меня никогда не грызла. Я ей выбил зубы и теперь она меня не грызет, а нежно обсасывает.

:blush:
  • 1

и снова в отпуске ))


#266 Ruaffiliate

Ruaffiliate

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 1 сообщений
0
Обычный

Отправлено 14 Декабрь 2009 - 08:47

Совесть это отражение степени лично вашего воспитания (ну или среды в которой вы воспитаны) и по этому понятие относительное. И выходит что обсуждение "совести" это нравоучение друг друга :)
  • 0

#267 Сергей Колпаков

Сергей Колпаков

    Ученик

  • Киберсанты
  • PipPip
  • 30 сообщений
5
Обычный
  • Страна, Город:
    Вологда
  • Пол:Мужчина

Отправлено 04 Март 2010 - 15:34

Что сказать, совесть есть совесть, нам от неё не избавиться никак... Я конечно поинмаю, что есть люди, которые как говорят избавились от совести, да может в каком-то визуальном, материальном плане, но не в душевном... куда она денется, если она родилась вместе с тобой это часть души... и останется он с тобой на вечно... Так чтоя думаю не совсем уместно говорить, что у кого-то нет совести=)
  • 0

#268 RUnet Keeper

RUnet Keeper

    Свой человек

  • Клиент Info-DVD.Ru
  • PipPipPipPipPip
  • 5 789 сообщений
948
Очень хороший
  • Страна, Город:
    РУнет
  • Пол:Мужчина

Отправлено 04 Март 2010 - 18:49

Что сказать, совесть есть совесть, нам от неё не избавиться никак... Я конечно поинмаю, что есть люди, которые как говорят избавились от совести, да может в каком-то визуальном, материальном плане, но не в душевном... куда она денется, если она родилась вместе с тобой это часть души... и останется он с тобой на вечно... Так чтоя думаю не совсем уместно говорить, что у кого-то нет совести=)


Да Вы что? Серьезно? В душе при рождении? Опять нужно повсеместно приводить примеры с детьми "маугли" у которых нет ни совести, ни понятия "добра и зла" и прочих прелестей навязанных социумом! Совесть не рождается с Вами. Вам о ней говорит социум уверяя что Вы с ней родились. ^_^
  • 0

и снова в отпуске ))


#269 Сергей Колпаков

Сергей Колпаков

    Ученик

  • Киберсанты
  • PipPip
  • 30 сообщений
5
Обычный
  • Страна, Город:
    Вологда
  • Пол:Мужчина

Отправлено 04 Март 2010 - 19:48

хорошо, я согласен с вами, не подумал ^_^
А в остальном вы со мной согласны??
Она, т.е. совесть всегда есть в нас... как её можно уничтожить?
  • 0

#270 RUnet Keeper

RUnet Keeper

    Свой человек

  • Клиент Info-DVD.Ru
  • PipPipPipPipPip
  • 5 789 сообщений
948
Очень хороший
  • Страна, Город:
    РУнет
  • Пол:Мужчина

Отправлено 06 Март 2010 - 07:45

Хм... странно получается. Если Вы поняли что мы с совестью не рождаемся, то почему опять утверждаете, что она в нас всегда? Как от нее избавиться зависит от того, что Вы понимаете под совестью...
  • 0

и снова в отпуске ))


#271 Сергей Колпаков

Сергей Колпаков

    Ученик

  • Киберсанты
  • PipPip
  • 30 сообщений
5
Обычный
  • Страна, Город:
    Вологда
  • Пол:Мужчина

Отправлено 06 Март 2010 - 09:11

я не утверждаю, что она есть в нас...
А говорю, что она зарождается уже потом, в процессе жизненого пути...
И спрашиваю, может ли она тогда умереть?
  • 0

#272 RUnet Keeper

RUnet Keeper

    Свой человек

  • Клиент Info-DVD.Ru
  • PipPipPipPipPip
  • 5 789 сообщений
948
Очень хороший
  • Страна, Город:
    РУнет
  • Пол:Мужчина

Отправлено 06 Март 2010 - 14:49

я не утверждаю, что она есть в нас...
А говорю, что она зарождается уже потом, в процессе жизненого пути...
И спрашиваю, может ли она тогда умереть?



Может... точно так же как и понятия "добра и зла", чувство собственной важности, обиды, жалость к себе и прочие гадости. Но над этим нужно серьезно работать.

Но опять все упирается в то, что Вы вкладываете в слово СОВЕСТЬ.
  • 0

и снова в отпуске ))


#273 Сергей Колпаков

Сергей Колпаков

    Ученик

  • Киберсанты
  • PipPip
  • 30 сообщений
5
Обычный
  • Страна, Город:
    Вологда
  • Пол:Мужчина

Отправлено 06 Март 2010 - 16:15

Может легче будет сказать, что у каждого своё понятие этого слова и, что у каждого будет своё мнение, если даже понятия будут с кем-то совпадать...
  • 0

#274 Mixail

Mixail

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 2 сообщений
0
Обычный
  • Пол:Мужчина

Отправлено 24 Июнь 2010 - 13:59

Зачем-то тело человека так создали, с непрозрачной кожей. То же и с внутренним миром, по-моему. заказ микроавтобусов
  • 0

#275 Алексей+

Алексей+

    Коммерсант

  • Киберсанты
  • PipPipPipPip
  • 298 сообщений
112
Очень хороший
  • Пол:Мужчина

Отправлено 07 Август 2011 - 21:27

СОВЕСТЬ
http://azbyka.ru/dic...ovest-all.shtml

О совести священномученик Сергий (Мечев)
http://azbyka.ru/dic...vesti-all.shtml

Совесть М. Олесницкий
http://azbyka.ru/nra...5_all.shtml#001

Совесть Конспект по Нравственному богословию
http://azbyka.ru/dic...yu_28-all.shtml


Аскетические опыты. Совесть святитель Игнатий Брянчанинов
http://azbyka.ru/tse..._1_40-all.shtml

О совести преподобный авва Дорофей
http://azbyka.ru/tse...ya_07-all.shtml



Совесть - способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (св. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (св. Авва Дорофей).

Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием (св. Феофан Затворник). Если разум познает, а чувства ощущают, то совесть как деятельная сила, определяет вид деятельности духа по отношению к познаваемому разумом и ощущаемому чувствами предмету.

В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим. Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа. Такой была человеческая совесть до грехопадения. Однако после падения совесть подверглась влиянию страстей, и ее голос стал затихать в силу умаления действия Божественной благодати. Совесть как внутренний глас Божий постепенно превращалась во внешнюю совесть, то есть способность к действию ради временного, земного, преходящего интереса, а не во имя исполнения Божественной заповеди. Внешняя совесть привела к лицемерию, к оправданию человеческих грехов. Восстановление правильного действия совести возможно только под водительством Божественной благодати Святого Духа, достижимо только посредством живого соединения с Богом, открывающимся веру в Богочеловека Иисуса Христа.

Св. Игнатий Брянчанинов:
«Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности. Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех. Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову».

Св. Феофан Затворник:
«Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или
неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей».
Совесть
Епископ Александр (Милеант)

Природа совести

Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облегчения. Подобных примеров, когда люди вынуждены бывают поступать вопреки своей выгоде или удовольствию, — не перечислишь.

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, которой то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. Совесть — это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил “оку” (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мт. 6:22). Господь еще совесть уподобил “сопернику,” с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мт. 5:25). Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы — отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Некоторые видят в словах Христовых о “черве неумирающем,” который в той жизни будет мучить грешников, указание на угрызения совести (Мк. 9:40).

Подобные мучения совести образно описал А. С. Пушкин в драматическом произведении “Скупой рыцарь:”

“Совесть —
Когтистый зверь, скребущий сердце; совесть —
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; это — ведьма,
От коей меркнут месяц и могилы.”

И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и слезы всех тех, кого он безжалостно обобрал. Подобные мучения совести изобразил А. С. Пушкин в драме “Борис Годунов,” вкладывая в уста несчастного царя следующие слова: .“... Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!”



Совесть — всеобщий нравственный закон

Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.

Ученые (антропологи), изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются зла, но большей частью сходятся в своих взглядах на сущность того и другого. Многие, даже дикие племена, стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Даже у тех племен, у которых возводятся в степень добродетели дела, неодобрительные с господствующей точки зрения, замечается в остальном, касающемся нравственных понятий, полное согласие с воззрениями всех людей.

О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет св. апостол Павел в первых главах своего послания к Римлянам. Апостол укоряет евреев в том, что они, зная писанный Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники “не имущие (писанного) закона, по природе законное делают… Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую” (Рим. 2:15). Тут же ап. Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, даже язычники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божье наказание (Рим. 1:32). На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Поэтому, как учит ап. Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь.

Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек,омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но по существу, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: “как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мт. 7:12).

В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше теряем совести человека, чем писанным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей — “что дышло: куда повернул, туда и вышло.” Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.



Примеры действия совести, описанные в Библии

Ни одна светская книга не выявляет так точно все многообразие проявления совести в человеке, как Библия. Мы приведем здесь некоторые самые яркие примеры проявления совести.

Обратив наше внимание на негативные примеры, мы видим, как недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7-10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой прохожий (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1 Цар. 26 гл. ).Гордые книжники и фарисеи, приведшие к Христу женщину-прелюбодейку, со стыдом стали уходить, когда увидели свои собственные грехи, написанные Христом на земле (Иоанн 8 гл.). Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос их гнал, сознавая, что нельзя храм обращать в базар (Иоанн 2 гл.).

Иногда укоры совести делаются настолько нестерпимыми, что человек предпочитает прекратить свою жизнь. Самый яркий пример столь сильных угрызений совести мы видим в Иуде-предателе, который повесился после того, как предал Христа иудейским первосвященникам (Мт. 27:5). Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие, подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы — покрыть их (Лк. 23:30, От. 6:16).

Случается иногда, что человек в круговороте тревог, при наплыве сильных чувств или в состоянии страха как бы не слышит голоса своей совести. Но потом, придя в себя, чувствует ее укоры с двойной силой. Так, братья Иосифа, попав в беду, вспомнили свой грех о продаже в рабство своего младшего брата и поняли, что они справедливо за этот грех наказываются (Быт. 42:21). Царь Давид, увлеченный красотой Вирсавии, осознал свой грех прелюбодеяния только после того, как его обличил пророк Нафан (2 Цар. 12:13). Импульсивный ап. Петр, под давлением страха, отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Христово и горько заплакал (Мт. 26:75). Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом со Христом, только перед смертью понял, что страдания посланы ему и его товарищу за их прежние преступления (Лк. 23:40-41). Закхей-мытарь, тронутый любовью Христа, вспомнил обиды, которые он причинил людям своей алчностью и решил возместить убытки всем, им обиженным (Лк. 19:8).

С другой стороны, когда человек сознает свою невинность, он в чистом свидетельстве своей совести находит непоколебимую опору для надежды на Бога. Так, например, праведный Иов, тяжко страдая, сознавал, что причина страданий находится не в нем, но в высших планах Божиих, и надеялся на Божию милость (Иов 27:6). Подобным образом, праведный царь Езекия, умирая от неизлечимой болезни, стал просить Бога исцелить его ради тех добрых дел, которые он раньше совершал, и встал здоровым (4 Цар. 20:3). Ап. Павел, жизнь которого была посвящена Богу и спасению людей, не только не боялся смерти, но, напротив, желал разрешиться от бренного тела, чтобы быть с Христом (Фил. 1:2 ).

Нет для грешника большего облегчения и счастья, как получить прощение грехов и успокоить совесть. Евангелие изобилует подобными примерами. Так, женщина-грешница, в доме Матфея, с благодарностью омывала своими слезами ноги Христа и отирала их волосами своими (Лк. 7:38).

С другой стороны, пренебрежение голосом совести и повторные падения омрачают душу до такой степени, что человек может потерпеть, как предостерегает ап. Павел, “кораблекрушение в вере,” т.е. может безвозвратно погрязнуть во зле (1 Тим. 1:19).

Психологическая сторона совести

Изучением свойств совести и ее взаимоотношения с другими душевными способностями человека занимается психология. Психология старается установить два момента: а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек? и б) Является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека или она является самостоятельной силой?

Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.

Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако, совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы и как бы ни страдали добрые, заслуживающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно каждый получит воздаяние по своим поступкам. Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести.

Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека, с его умом, чувством и волей, мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные — чувством стыда, страха, душевной муки. В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.

Конечно, один лишь разум не может рассматривать некоторые действия, как нравственно-добрые, а другие, как нравственно-дурные. Ему свойственно находить те или другие из наших и чужих действий или умными или глупыми, целесообразными или нецелесообразными, выгодными или невыгодными, и только. Между тем, что-то побуждает разум противопоставлять самые, подчас выгодные возможности действиям добрым, осуждать первые и одобрять последние. Он усматривает в некоторых человеческих поступках не только выгоду или просчет, подобно математическим вычислениям, но дает нравственную оценку поступкам. Не следует ли из этого, что совесть воздействует на разум с помощью моральных доводов, действуя, в сущности, независимо от него?

Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, мы наблюдаем, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать. Воля человеческая, сколько мы ее знаем в себе и в других людях, весьма часто борется с требованиями нравственного закона и силится вырваться из стесняющих ее оков. Если бы волевое проявление совести было бы лишь осуществлением человеческой воли, то в этом случае не существовало бы такой борьбы. Между тем, требование нравственности безусловно контролируют нашу волю. Она может не исполнять эти требования, будучи свободна, но не может и отрешиться от них. Впрочем, и самое неисполнение волею требований совести не проходит для нее безнаказанно.

Наконец, и чувственная сторона совести не может рассматриваться как только чувственная способность человеческого сердца. Сердце жаждет приятных ощущений и избегает неприятных. Между тем, с нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, которые раздирают человеческое сердце, от которых мы никак не можем избавиться, как бы ни желали и ни старались. Несомненно, что и чувственная способность совести не может рассматриваться как проявление обычной чувствительности.

Итак, не следует ли признать, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и заключенной или живущей в нем?

О хранении чистоты совести

“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притчи 4:23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.

Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть; является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полному очищению совести. Этот путь состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную жертву за наши грехи. В таинстве крещения, а потом — в таинствах исповеди и причастия Бог совершенно очищает совесть человека “от мертвых дел” (Ев. 9:14). Вот почему Церковь такое большое значение придает этим таинствам.

Кроме того, Церковь Христова обладает той благодатной силой, которая дает возможность совести совершенствоваться в чуткости и ясности проявлений. “Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят”. Через чистую совесть начинает действовать Божий свет, который руководит мыслями, словами и поступками человека. В этом благодатном озарении человек делается орудием промысла Божия. Он не только сам спасается и совершенствуется духовно, но содействует спасению людей, которые с ним общаются (вспомним святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старца Амвросия Оптинского и других праведников).

Наконец, чистая совесть есть источник внутренней радости. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны. Люди с чистым сердцем уже в этой жизни предвкушают блаженство Царства Небесного!

“Не величие власти,” — рассуждает св. Иоанн Златоуст, — “не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести.”

Народные пословицы, относящиеся к совести

Свобода выбора:

Жизнь дана на добрые дела.

Вольному воля, спасенному рай.

Как ни живи, только Бога не гневи.

Ангел помогает, а бес подстрекает.

По течению только дохлая рыба плывет.

Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.

Худые дела не доведут до добра. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

Совесть не повесть — в архив не сдашь.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

Угрызения совести:

У каждого плода свои семена.

Каков строитель, такова и обитель.

Без причины нет кручины.

Верно-то верно, а все-таки скверно.

Погодка прекрасная, да думка ненастная.

Злая совесть стоит палача.

Кривой зеркала не любит.

Правда, как оса, лезет в глаза.

Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

О покаянии:

Есть слезы — есть и совесть.

Упавшего не считай за пропавшего.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

И конь спотыкается, да поправляется.

Признание — половина исправления.

Кайся, да опять за то не принимайся.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Умел грешить — умей каяться.

Сумел завязать, сумей и развязать.

Ошибся, что ушибся, вперед наука.

Простота, чистота, правота — наилучшая лепота.

В простых сердцах Бог почивает.

О лицемерах:

Что лживо, то и гнило.

На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

Глаза лучистые, да мысли нечистые.

Речами тих, да сердцем лих.

Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится.

Последний Суд:

Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.

Грех не смех, когда придет смерть.

Жил грешно и умер смешно.

После смерти поздно каяться.

Шила в мешке не утаишь.

Грехи любезны доводят до бездны.

Не грешна, так и смерть не страшна.

Добрый конец — всему делу венец.

Совесть

Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!

В. Жуковский (1814 г.)

Сообщение отредактировал Алексей+: 07 Август 2011 - 21:34

  • 0
Проект Венера Жак Фреско https://vk.com/thevenusproject http://www.info-foru...e-2#entry259289

#276 Анатолий Белоусов

Анатолий Белоусов

    Основатель форума

  • Администрация
  • 27 341 сообщений
8 761
Очень хороший
  • Страна, Город:
    Россия, г. Ижевск
  • Пол:Мужчина

Отправлено 07 Август 2011 - 22:12

Совесть - розги социума, не более того...
  • 0

Обучение ИНВЕСТИРОВАНИЮ и ТРЕЙДИНГУ - https://www.infoclub.info
Известнейшее мультимедийное ИЗДАТЕЛЬСТВО - http://www.info-dvd.ru

Авторский блог АНАТОЛИЯ БЕЛОУСОВА - http://www.cyberdengi.com


#277 Amadeus

Amadeus

    Стажер

  • Киберсанты
  • PipPipPip
  • 70 сообщений
5
Обычный
  • Пол:Мужчина

Отправлено 24 Ноябрь 2012 - 14:36

Что такое совесть...

Это социально запрограммированный якорь.
Существует для манипуляции индивидами.
Атрибут нездоровой психики.

Сообщение отредактировал Amadeus: 24 Ноябрь 2012 - 14:36

  • 1

#278 СеЛин

СеЛин

    Ученик

  • Киберсанты
  • PipPip
  • 38 сообщений
12
Хороший
  • Пол:Мужчина

Отправлено 02 Январь 2016 - 11:47

   Совесть - это всего лишь граница между двумя сторонами одной медали.

   С одной стороны  УМ животного, с другой РАЗУМ.  При пересечении границы, пересекающий получает сигнал дискомфорта, что попал не на свою сторону. Человек рождается с животным умом. Если за всю жизнь его не разу не потревожила совесть, значит он честно выполнил своё животное происхождение. Построил дом, посадил дерево, вырастил потомство...и умер животным с чувством исполненного долга.

   Считать или признавать себя разумным недостаточно для перехода на другую сторону медали. С совестью, в этом случае, не пересечешься :biggrin: . НУ а если уж ОСОЗНАЛ, что обладаешь РАЗУМОМ.... Изволь получать пинки совести за каждый свой животно-неразумный поступок.

    Не желаете получать пинки... не пересекайте границу. Живите в привычной среде обитания. :thumbsup:


  • 0

#279 руся

руся

    Свой человек

  • Клиент Info-DVD.Ru
  • PipPipPipPipPip
  • 4 684 сообщений
3 901
Очень хороший
  • Пол:Женщина

Отправлено 02 Январь 2016 - 12:23

Да само слово содержит ответ: Со-Весть.

Это, как "6-е чувство", внутренняя подсказка, что ты сбился со своего жизненного пути, сделал ошибку, которую придётся исправлять (грубо говоря, за которую придётся расплачиваться).

Критерии совести могут сильно отличаться, в зависимости от социума, в который индивидуум погружен в текущей жизни. И это как раз говорит о выбранном душой жизненном пути (программе).

ИМХО на данный момент.  :)


  • 0

#280 СеЛин

СеЛин

    Ученик

  • Киберсанты
  • PipPip
  • 38 сообщений
12
Хороший
  • Пол:Мужчина

Отправлено 02 Январь 2016 - 16:12

   Руся, Если бы душа могла выбирать жизненный путь.... Мир за окном был бы другим.  И дискутировать было бы не о чем B) . Путь выбирает животный УМ, наделённый, ИСКРОЙ( мне понравилось это слово, в одной из дискуссий выше) духа.  Что можно сделать с искрою? По инстинкту самосохранения - растоптать, чтоб не сгореть. Стать умным, сильным животным и жить по закону силы. Если этот ум приобрёл житейскую хитрость и изворотливость ... мы получаем безжалостного хищника. Вы не встречали этот тип людей? Это  и есть одна сторона медали, которая ЕЩЁ не переступала границу совести. Слово совесть - для них просто слово.

   Вторая сторона медали... Это те, кто УЖЕ превратил свою искру в могучее пламя и возврата к границе для них нет, как и мук совести. Таких...к сожалению очень мало.

   На границе между этими двумя сторонами и находится основная масса человечества, испытывающая муки совести. Их искра разгорелась, но трещит и коптит, не имея условий для нормального горения. Я сожалею, что пинки совести слишком слабоваты. Граница должна быть чистой :biggrin:


  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей