Перейти к содержимому

Фотография

Миллиардный поток


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 RUnet Keeper

RUnet Keeper

    Свой человек

  • Клиент Info-DVD.Ru
  • PipPipPipPipPip
  • 5 789 сообщений
948
Очень хороший
  • Страна, Город:
    РУнет
  • Пол:Мужчина

Отправлено 16 Ноябрь 2011 - 14:22

8 ноября Дмитрий Медведев и Ангела Меркель дали официальный старт работе российско-немецкой газовой магистрали «Северный поток». Тем самым российские власти хоть что-то ответили критикам, пеняющим им на отсутствие крупных инфраструктурных проектов, работающих на будущее страны. «РР» вспомнил, что еще правящий тандем оставит будущим поколениям.

«Северный поток»

Стоимость 10,2 млрд долларов


Подводный газопровод из Выборга в Грайфсвальд был задуман еще в 1997 году. Но прошло 13 лет, прежде чем строители начали укладывать трубы по дну Балтийского моря. Большая часть времени ушла на согласование проекта со всеми странами, через акваторию которых прошла труба: Данией, Финляндией, Швецией.

К концу 2012 года предполагается завершить прокладку второй нитки «Северного потока», и тогда проект выйдет на запланированную мощность — 55 млрд кубометров газа в год.

«Северный поток» — отнюдь не первый газопровод, построенный уже после распада Союза. В конце 90-х — начале нулевых заработали «Голубой поток», идущий по дну Черного моря в Турцию, и Ямал — Европа. Но они даже суммарно не равны по мощности «Северному потоку».

Главный смысл проекта — избавить «Газпром» от зависимости от транзита через территорию Украины. «Северный поток» оттянет на себя примерно 20 млрд кубометров газа из 70 млрд, которые сейчас транспортируются через Украину.

Впрочем, полностью преодолеть зависимость от украинской инфраструктуры у «Газпрома» не получится. Дело в том, что при новом газопроводе нет подземных газохранилищ, необходимых, чтобы копить газ к зиме, когда его потребление в Европе увеличивается. А в украинской газотранспортной системе хранилища есть.

«Северный поток» обошелся «Газпрому» дорого. Его стоимость почти вчетверо превышает затраты на создание норвежского газопровода «Лангелед», который короче лишь на 56 км. Это только отчасти объясняется традиционным для российских мегапроектов «распуханием» бюджета по мере воплощения их в жизнь. Норвежцам, которые прокладывали газопровод на четыре года раньше, очень повезло с ценами на трубы, в то время как материал для «Северного потока» покупали в момент пиковых цен. Но даже при такой стоимости он, безусловно, окупится.

Бурейская ГЭС

Стоимость от 2,4 млрд долларов (с 2002 года)


В постсоветское время в России не было построено «с нуля» ни одной крупной гидроэлектростанции. В этом смысле возведение Бурейской ГЭС, которую начали строить аж в 1978 году, важно по меньшей мере символически.

Но символикой дело не ограничивается: в эксплуатацию введена седьмая по мощности гидро­электростанция в стране, и благодаря ей появилась надежда на преодоление хронического энергетического дефицита на Дальнем Востоке, где население платит за электроэнергию в разы больше, чем жители европейской части страны. В этом смысле не так уж важно, окупится ли возведение Бурейской ГЭС, особенно учитывая тот факт, что часть расходов относится еще к советскому времени.

Формально сдача ГЭС произойдет лишь через два года, но уже сейчас она выдает 5 млрд кило­ватт-часов в год (при проектных 7,1 млрд).

Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан

Стоимость 14 млрд долларов


В отличие от «Северного по­тока», препоны которому чи­нили в основном злокозненные «внешние силы», сооружение Восточного нефтепровода наталкивалось на препятствия прежде всего внутри страны. Его постройка планировалась еще с 70-х годов, но напряженные российско-китай­ские отношения не позволили реализовать проект.

В конце 90-х со свойственной ему энергией за проект взялся Михаил Ходорковский. Но его арест показал, что стратегические проекты в нашей стране пока не могут быть частным делом. После раздела ЮКОСа за строительство нефтепровода принялась государственная «Транснефть». И в 2009 году закончила-таки строительство первой ветки.

Проблема, правда, в том, что эта ветка доходит лишь до города Сковородино в Амурской области, а на тихоокеанское побережье нефть по-прежнему доставляют по железной дороге. Но в любом случае прокладка 2700 км трубы — некоторый задел на будущее. Китайцы за свой счет построили тысячекилометровое ответвление к своим нефтеперерабатывающим предприятиям. Если когда-нибудь в обозримом будущем удастся довести ветку до побережья, у нас появится некоторый шанс стать важным поставщиком нефти и для Японии.

Проект имеет, скорее, стратегическое значение — открывает перспективы на восточных рынках. О непосредственной бизнес-выгоде для «Транснефти» речи пока нет: тарифы, установленные государством на прокачку нефти через ВСТО, ниже себестоимости этой прокачки.

«Сапсан»

Стоимость 1,5 млрд долларов


Проект организации скоростного железнодорожного сообщения по масштабу в разы меньше других представленных здесь мегапроектов. Но именно он уже доказал свою рентабельность. Сначала у РЖД были наполеоновские планы в духе советской индустриализации: закупить 60 поездов, организовать производство вагонов в России, проложить отдельные пути.

В итоге проект получился много скромнее: ни о каком производстве на месте речь не идет, закуплено всего восемь поездов, вместо прокладки отдельных путей 15 млрд рублей потратили на модернизацию существующих путей между Москвой и Питером. В итоге весь проект обошелся в 1,5 млрд долларов. Это дорого, но «Сапсан» тем не менее стал единственным прибыльным пассажирским проектом: по словам главы РЖД Вадимира Якунина, его рентабельность достигает 30%.

Впрочем, это касается только сообщения между двумя столицами. Любые попытки выйти за пределы заколдованной пары Москва — Питер оборачиваются поражением: недавно ОАО «РЖД» снял с расписания поезд Санкт-Петербург — Нижний Новгород (желающих путешествовать именно по этому маршруту оказалось очень мало). Но сам факт того, что при минимальной модернизации в России все-таки можно организовать качественное скоростное движение и успешную кооперацию с крупнейшей в мире технологической компанией Siemens, оставляет надежду, что когда-нибудь скоростные поезда появятся и на оставшейся части России.

rusrep.ru
  • 0

и снова в отпуске ))


На правах рекламы




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей