согласна. Дело в том, что наши сознательные и бессознательные желания
зачастую не совпадают, и мы можем не отдавать себе отчета, исполнение каких именно желаний принесло нам неприятности.
Такие .вредные. желания, ограничивающие жизненную реализацию и
удовлетворенность многих одаренных и симпатичных людей, часто связаны со страхом успеха. Этот страх далеко не всегда бывает явным, открытым и
осознанным, но он имеет ряд характерных проявлений, позволяющих распознать его.
Людям, испытывающим страх перед успехом, бывает трудно довести дело до конца, - особенно если ожидаемый результат значим и престижен. Они склонны принижать ценность своих достижений и заслуг близких людей, а также любых отношений. Достигнутый этими людьми успех, по их мнению, ничего не стоит в сравнении с тем, что могло бы быть или что сделано другими, или что принесло бы реальную выгоду. Они опасаются различных неприятностей, которые повлечет за собой их успех: зависть, ссоры, конфликты, новые нагрузки и т.д. Могут быть убеждены даже в том, что никакого успеха вообще не было, а просто ко мне хорошо отнеслись, либо, наоборот, ко мне плохо относятся и не хотели этого показать. В общем, выбор вариантов, зависящих от склада характера и богатства воображения, почти неограничен.
Психологическое обесценивание межличностных отношений проявляется в
отсутствии уверенности в близком человеке, повышенной обидчивости,
подозрительности, мнительности. Смутная неудовлетворенность сложившимися отношениями, как правило, приводит к частой смене партнеров и трудностям в интимной жизни.
Такие люди склонны избегать конкуренции, соперничества - не только внешнего, но и внутреннего (мысленного). Свидетельства собственной привлекательности и популярности, даже просто хорошего отношения со стороны окружающих вызывают у них тревогу и напряжение. В то же время общение с теми, от кого они как-то зависят (или даже думают, что зависят) - от начальства до воспитательницы детского сада, куда ходит их ребенок - нередко делает их очень скованными.
Естественно, многие из этих людей испытывают трудности в профессиональном росте, карьере, как бы они ни были компетентны и подготовлены. Возможно и снижение работоспособности. Если же они чего-то достигают, то часто утрачивают интерес к своей работе или ощущают безудержное желание ее сменить. Приближаясь к пику достижения, - почему бы и нет? - вместо восторга, эйфории испытывают глубочайшее, парализующее уныние - и в результате все-таки ускользают от успеха!
Наконец, они стараются избегать принятия решений, потому что боятся
ответственности за возможную ошибку. По мнению некоторых психологов, именно связь успеха с необходимостью принятия решения вызывает страх.
Характерны реакции этих людей на комплимент. В ответ такой человек расскажет Вам много .интересного.: как плохо он себя чувствует, сколько идиотских ошибок сегодня сделал, что ему по этому поводу сказали, как он сам собой недоволен... и вообще он тут ни при чем.
Немецкий психолог Отто Ранк связывал страх успеха с так называемым страхом перед жизнью, американец Абрахам Маслоу называл этот феномен комплексом Ионы.
Страх перед жизнью означает страх быть индивидуальностью, выделиться из
массы, продвинуться вперед, утвердить и реализовать себя. Достижение
намеченной цели делает человека как бы уязвимым - это словно выход на линию огня.
С библейским пророком Ионой связано одно из древнейших описаний страха
успеха: получив от Бога задание идти проповедовать в великий город Ниневию, Иона испугался этой миссии и решил сбежать .от лица Господня., что ему, разумеется, не удалось. В Ниневию он-таки попал, хотя и во чреве кита. История Ионы вызывает интерес не только у богословов и библеистов, но и у психологов.
Современная психотерапия умеет справляться со страхом успеха и его
разрушительными жизненными последствиями. Не следует ожидать чудес: это не происходит быстро и требует сотрудничества с доброй волей пациента, со свободной от страха частью его психики. Однако успех вполне реален!
Тем из наших читателей, кому знакомо описанное здесь состояние, но кто еще не дошел до психотерапевта, мы хотим дать небольшую рекомендацию. Если Вам предстоит ответственная встреча, презентация, доклад, если Вы заняты важной работой, если Вас преследуют напряжение и скованность в каких-то иных ситуациях - постарайтесь бояться, напрягаться и сковываться как можно сильнее! Попытайтесь достичь контроля над Вашей трудностью, сознательно усиливая ее.
СТРАХ УСПЕХА
ТАТЬЯНА ДРАБКИНА
Анализ этого явления Александром Вакуровым:
Если есть возможность что-то сделать, куда-то войти, что-то получить, кем-то стать, и - возникают различного рода сопротивления (сейчас опишу их) - это прямой признак страха успеха.
Признаки сопротивления просты:
· "Забывания"
· Опоздания
· Глупые ошибки
· Любое оттягивание, откладывание предстоящих или намеченных дел.
· Когда человек проспал нужную встречу (проснулся слишком поздно)
· Когда Вы постоянно находите себе причины и оправдания для того, чтобы не делать что-то
· И т.д.
Эти сопротивления успеху, как правило, базируются на ЗАПРЕТЕ УСПЕХА.
Эти запреты мы получаем, или вырабатываем в себе в глубоком детстве.
Опробование – в подростковом возрасте.
Оттачиваем своё «мастерство» в этом «искусстве» бегать от успеха – во взрослом возрасте.
Дело в том, что вход в успех – это вход в полосу неизвестного.
Мы привыкли жить так, как мы живём. Есть такое понятие – «зона комфорта». Даже если этой «зоной комфорта» является бедность, неудобное положение (и социальное в том числе), низкий уровень здоровья, и т.д.
И выходя из этой «зоны комфорта» мы попадаем в полосу неизведанного для нас. А неизведанное – это всегда тревога, это всегда риски.
Взрослость и зрелость личности – это способность входить в зону дискомфорта, способность входить в зоны рисков. Это страшно, но – абсолютно возможно. Способность идти на риски – это смелость в принятии ЛЮБЫХ последствий своих решений. Это способность не корить себя за ошибки, извлекая из них пользу и мудрость. То есть, если нечто случится – просто принять это, извлекая из ЭТОГО опыт и мудрость – ради будущего.
У меня были случаи, когда я решался на что-то, и – здорово ошибался. Делал достаточно большие глупости. Но самое главное для меня было в том, что я ПРИНИМАЛ все последствия своих решений и действий. Какими бы «плохими» и неприятными они не были.
Я говорил себе: «Ну, что ж, ты ошибся. Ну, что ж, ты был неправ. Но ты – РЕШИЛСЯ. Ты – ПОСМЕЛ. Ты – ОСМЕЛИЛСЯ на шаги. А другие – нет. А мог бы и не осмелиться. Да, ты попал в неприятность. Да, можно было бы иначе. Но если бы ты МОГ иначе – ты бы уже сделал это иначе. Лучше я буду ПРОБОВАТЬ и ошибаться, чем я не буду ошибаться и не буду пробовать. Без проб не получишь опыта»
Помните у Пушкина: «И опыт – сын ошибок трудных!»
Эта смелость и Решительность может сделать очень многое.
Есть масса моделей, через которые можно описать эти феномены и процессы, и через которые можно искать выход.
1. Можно – поискать родительские наставления, запреты и проклятия:
· «Дочка, ничего у тебя не получится»
· «Была дурой, дурой и останешься»
· «Ну куда ты лезешь?!!! Не видишь – не про тебя!»
· «В нашем роду одни неудачники»
· «Ты как отец (как мать) – такая же бестолковая!»
· «Ты что – умнее всех?»
· «Кто зарывается – того жизнь наказывает!»
· «Будешь много смеяться – потом много плакать!»
· «Богатая жизнь – не для нас!»
· И т.д.
2. Есть три типа сценариев человеческой жизни:
· Сценарий Победителя
· Сценарий Неудачника
· Сценарий Непобедителя.
· Победитель на соревнованиях придёт первым.
· Неудачник – придёт последним или предпоследним.
· Непобедитель – будет идти в числе первых, но на последних секундах ему чего-то не хватит. В общем, он придёт вторым. И всегда приходит вторым. Его обходят при назначении должностей, ему постоянно не хватает «чуть-чуть» для того, чтобы… Основная масса людей – со сценариями непобедителей.
Здесь важно – осознать свой сценарий. Честно посмотреть правде в глаза. Поискать его истоки. Часто в истоках – те же родительские предписания и «проклятия».
Здесь важно – найти те самые предписания, и – начать «убеждать» себя в обратном. Подойдёт любая форма медитации, самовнушения, аффирмации и т.д.
Иногда достаточно просто сказать себе:
«ХВАТИТ!»
«Мне ДОСТАТОЧНО!»
«НЕТ старым моделям и правилам!»
«Я хочу и буду жить по новому, и ИМЕЮ НА ЭТО СВОЁ СВЯЩЕННОЕ ПРАВО!»
«Я – это не мои родители, и мои родители – это не я. У них своя жизнь, а у меня своя. Я имею святое право на то, чтобы строить СВОЮ жизнь!»
Иногда полезно исследовать структуру своих «неудач».
Хорош вопрос: «Это как же я умудряюсь так организовать свою жизнь, и свои действия, чтобы с такой надёжной регулярностью и таким талантливым постоянством получать такие результаты?!!!»
Исследовать те точки, когда срабатывал механизм «сруливания» на неэффективные (неуспешные) колеи.
3. Можно исследовать сами свои страхи. Опять же – есть масса способов.
А. Один из них – простой. Почему работают родительские предписания? Потому что для нас родительская любовь – любовь наших родителей к нам – в пору нашего детства играет огромную роль. Для нас нелюбовь – это признак смерти. Меня не любят – значит, я недостоин жизни. И в каждом из нас живёт тот самый маленький ребёнок, который боится нелюбви родителей. Поэтому мы и выполняем эти неосознаваемые нами родительские предписания.
Так вот, очень полезно научиться становиться взрослым – независимым от того, любят нас или нет. Это очень страшно – нарушить родительские запреты.
Попробуйте понять, чего конкретно Вы боитесь. Можно использовать способ «как если бы»: «Ну, если бы я знала, чего я боюсь, то что бы это было?»
И – любое, что приходит первым в голову – на заметку. Исследуйте самые, казалось бы несуразные мысли и предположения.
Зная свои страхи мы можем с ними что-то делать.
Б. Исследовать последствия успеха. Наши страхи могут показывать нам путь, предупреждать о реальных опасностях.
Например, когда я исследовал свои страхи, я обнаружил, что когда я достигну того или этого, мне ПРИДЁТСЯ делать нечто новое.
И тут тоже масса вариантов.
Например, я обнаруживал, что ПРЕЖДЕ ЧЕМ мне войти в новые процессы (занять новое положение) мне необходимы некие знания или навыки. Мои страхи предупреждали меня, что мне нужно сделать ПРЕЖДЕ того, как войти в события, как и в чём мне следует ЕЩЁ подготовиться.
Иногда страхи – это дань привычкам. Например, я понимаю, что если мне сейчас связаться с некими московскими фирмами, мне придётся менять весь мой образ жизни. А к этому я по разным причинам не готов. И тут наступает ТОЧКА ВЫБОРА. Важно осознать, что для Вас важнее чего. То есть – что важнее – то, что Вы потеряете, то, что придётся НАЧАТЬ или – то, что Вы обретаете при этом. Когда «разрулите» этот выбор – станет легче.
Ещё пример. Часто люди стоят на пороге к обеспеченной жизни потому что не знают, ЧТО ДЕЛАТЬ С ДЕНЬГАМИ ДРУГОГО УРОВНЯ.
Они привыкли к одному уровню доходов. С другим уровнем они не знат что делать. Здесь полезно просто понять, что ДЕНЕГ ВСЕГДА МАЛО.
С ростом доходов растут и поребности.
Ещё пример. Это касается нашей идентичности. Это вопросы уровня «Кто я?»
Опять же – привычные восприятия себя. Спросите себя: «Кто я?»
«Кем я стану, если я добьюсь того, к чему стремлюсь?»
И если Вы найдёте отрицательные ощущения в теле (в душе) как отклик на эти вопросы – ищите, с чем это может быть связано. Иногда достаточно трудно принять новую идентичность. А иногда наши достижения и успех и не связаны с изменением новой идентичности.
В общем, стоит поискать причины страхов на разных уровнях (по Роберту Дилтсу):
НА уровне Окружения. Что измениться в моём Окружении?
НА уровне Поведения. Что в моём поведении мне придётся изменить?
НА уровне Способностей. Какие способности мне придётся развить, усилить, и т.д. Какие способности мне помогут достичь того, чего я хочу?
НА уровне Убеждений и Ценностей. Какие убеждения мне мешают достичь того, чего я хочу? Откуда у меня эти убеждения? Кто Автор этих убеждений? Что будет, если я откажусь от этих убеждений, и выберу другие, более подходящие мне по моему возрасту, моим планам и желаниям, моим способностям и амбициям?
Какие ценности удерживают меня? Какие ценности уже устарели, и не соответствуют мне нынешней? Чьи это ценности? Мои ли они? Не пора ли пересмотреть их? Не слишком ли примитивно я их понимаю? Какие ценности мне стоило бы обрести? Что или кто мне может помочь в этом?
НА уровне Идентичности. Какие искажения у меня могут быть, когда я думаю о своей новой идентичности? Кто автор этих искажений? Что конкретно у меня интерпретируется невыгодно для меня? Какие страхи и мифы связаны у меня с этой новой идентичностью? Например, «Чем богаче, тем несчастнее», «Деньги – грязь», «Успех опасен», «Завидовать будут», «Богатые злы, нечестны и несправедливы», и т.д. Какие мои уже существующие идентичности мне помогут добиться своего? Какие мои прежние идентичности мне мешают в этом?
НА уровне Миссии. Уточните у себя – ЗАЧЕМ Вы живёте. Каким конкретным образом то, куда Вы идёте (дело, которое Вы должны и хотите начать) связано с тем, ЗАЧЕМ Вы пришли в этот мир.
Александр Вакуров