Западная академическая теория предпринимательства и российская практика в воспитательной методологии Юрия Мороза (ч. 1)Юрий Мороз – автор книг по теории и практике предпринимательской деятельности, один из самых авторитетных в России бизнес-тренеров. Образовательный метод Юрия Мороза строится на сочетании методов, используемых в самых разных бизнес-школах и тренинговых технологиях, а также в передовых интерактивных и авторских коммуникационных технологиях.По осторожным подсчетам в США, к примеру, функционирует порядка 12 с половиной тысяч сертифицированных школ (курсов) развития предпринимательских способностей по всей стране. Немало сходных школ и в России, хотя и значительно меньше. Среди таких школ определенный интерес вызывает
ИЮМ (Институт Юрия Мороза), объединяющий в своей методике подготовки студентов и предпринимательский, и личностный тренинг.
Интерес у автора данного текста к указанному учебному заведению онлайн-воспитания возник давно.
Приобрела широкую известность работа Школы Своего Дела (ШСД) как центр обучения Ю. Л. Морозом тех, кто планирует создавать собственный бизнес или уже имеет таковой. Этот курс является онлайн-проектом, дистанционным (через интернет) обучением, что в настоящее время рассматривается как самое перспективное и развивающееся направление.
Ю. Л. Мороз проводит и семинары, (уже много лет, преимущественно только для студентов ИЮМ). Такие семинары крайне редки. Основатель ИЮМ объясняет это тем, что самые элементарные вещи можно почерпнуть в его книгах, бесплатной рассылке и затем обучаясь в ИЮМ. Повторять элементарные вещи начального уровня снова и снова, в разных аудиториях, разным людям – попросту непроизводительно.
«Школа своего Дела» была переименована в ИЮМ (Институт Юрия Мороза) несколько лет назад потому, что появилось много эпигонских “Школ своего дела”, которые пытались копировать методику, разработанную Юрием Леонидовичем.
Методика воспитания студентов в ИЮМ не имеет ничего общего с известной любому со средней школы (да со студенческих времен) классно-урочной системой.
Методика ИЮМ и сходная с ней в современной педагогике определяется как «системно-деятельностный подход».
Автор заинтересовался школой Ю. Л. Мороза в силу своей профессиональной специализации, занимаясь изучением феномена частного предпринимательства, мотиваторов в таком стиле жизни и трудовой деятельности, закономерностей и причин успешности либо неуспешности предпринимательской активности. Истоки этого интереса лежат в более чем 20-летней работе автора научным сотрудником Академии Наук СССР / РФ, посвященной исследованию специфики предпринимательства и раскрытия производительных ресурсов личности в экономически развитых странах (США, Западной Европе, Японии).
Когда говорится о воспитании «предпринимателя», этот термин, естественно, следует понимать широко. Речь также идет о воспитании и наемных работников, непосредственно не инициирующих свое собственное дело. Но в универсальном смысле наемного работника также можно рассматривать как предпринимателя. Если конечная цель последнего заключается в повышении эффективности своего дела, победы в конкурентной борьбе на рынке и продаже произведенного продукта, то первый предлагает на рынок свой труд и свое время, (ведь они – это тот же товар, который нужно уметь продать). Эту максиму обосновал еще Адам Смит в своей знаменитой монографии «Богатство народов», известной каждому экономисту.
Цель любого курса по воспитанию предпринимательских качеств и их радикальному совершенствованию во всех известных автору мировых практиках безусловно рассчитана и на наемных работников. Как и в западных школах воспитания качеств предпринимателя, система, разработанная Ю. Л. Морозом, учит эффективному трудоустройству, т.е. тому, как правильно поставить себя с самого же начала в общении с работодателем и продать максимально удачно (в т.ч. и дорого) свой труд, время и способности.
Проблема эффективного трудоустройства перестает быть проблемой для выполнивших первые задания студентов ИЮМ (хотя, они несложны и для человека, всего лишь закончившего среднюю школу). Уже в процессе выполнения начальных упражнений собственники начинают приглашать многих студентов ИЮМ на работу и предлагать возглавить вновь открывающиеся проекты. Причина такого успеха – искренний интерес студентов ИЮМ к предпринимательской деятельности, что не может не импонировать работодателю.
Известнейший идеолог предпринимательства, американский экономист Лестер Туроу на примере своей страны приходит к выводу о тотальной недостаточности подготовки бизнес-акторов и отсутствии знаний о своих «скрытых» ресурсах у большинства предпринимателей. Он утверждает, что «около 20% из них» психологически неграмотно (Thurow L.: “Zero Sum Solution: Building a World-Class American Economy”, N.Y., 1985). И это, повторим, имеет место в США.
Ключевым моментом в западной теории воспитания предпринимательских свойств, (и это вполне характерно для методики Юрия Леонидовича Мороза), можно назвать выявление у обучающихся (студентов) мотивов к действию, либо к осознанию необходимости действия. Иными словами, методики Ю. Л. Мороза «вытаскивают» из каждого студента, из глубин его ленного (или несформированного) ego те действенные мотиваторы, те стимулирующие побудительные импульсы, которые и заставляют человека в корне менять свое отношение к традиционному характеру труда (и в целом времяпровождению), пересматривать сам процесс трудовой деятельности, избавляться от непродуктивных действий и наивных полудетских надежд на то, что все может устроиться само собой.
В западной практике воспитания предпринимательской активности это обозначается термином «принудительный старт». Студенты ИЮМ называют это прямее: «волшебный пинок». Сам Ю. Л. Мороз обращает внимание студентов, что намного лучше опираться не на «волшебный пинок», а на «волшебный прием». Прием, повторенный (отрепетированный) 10 тысяч раз, становится по своему эффекту и тому, какое впечатление он производит на наблюдателей, в известной степени «волшебным».
Ю. Л. Мороз постоянно проводит параллели между обучением бизнесу и суровой самурайской школой боевых искусств. Преодоление своих слабостей — это тема, которая снова и снова рассматривается с разных сторон. Для психологической поддержки студентов, для оказания помощи в преодолении своей слабости и неуверенности им предлагаются примеры из практики других студентов и множество разного рода «технологических хитростей». Их в Институте Юрия Мороза называют «рацпредложениями». Они могут быть использованы и в переговорах, и в повышении производительности, и в работе над собой. На момент написания статьи, общее количество рацпредложений, доступных студентам, (не сразу, но по мере перехода от ступени к ступени), достигло 150 тысяч. Они охватывают, без преувеличения, абсолютно все стороны бизнеса, но также есть и рацпредложения по организации быта, по воспитанию детей, по решению проблем и трудностей в любой сфере жизни.
Главное, что актуально даже для трудолюбивых студентов, - изменить представление о самом процессе деятельности, отойти от привычных форм организации труда. Как и авторитеты западной, чаще всего англо-американской школы,
Ю. Л. Мороз развенчивает укоренившийся постулат – «чтобы больше зарабатывать, нужно больше работать». «Не больше», подчеркнем, «а иначе, умнее, производительнее”.
Нужно принципиально иначе работать. Как именно иначе - демонстрируют уже упомянутые рацпредложения. Основатель ИЮМ здесь добавляет очередной мотив для интеллектуальной активности: чтобы пользоваться богатой базой имеющихся рацпредложений, студент обязательно должен и сам вносить рацпредложения в Базу.
Наблюдая за окружающей действительностью, он должен выявлять эти “маленькие хитрости”, которые помогают достигать результат проще, быстрее, менее затратно.
Постоянная тренировка такого специфического взгляда на окружающую действительность, формирует у студентов «профессиональную» наблюдательность. Они видят то, чего не замечают другие.Десятки, сотни и тысячи внедренных в собственную деятельность рацпредложений радикально повышают производительность, снижают себестоимость и незаметно для самого студента делают его более конкурентоспособным. Исподволь студент ИЮМ шаг за шагом капитализирует свою личность, оснащает себя необходимыми навыками, ликвидными знаниями и умениями.
Более того, студент регулярно получает такого рода задания и должен отчитаться как за определенный период, так и за то, как он смог рационализировать свою деятельность, - т.е. не написание рефератов на заданную тему, а внедрение собственных изобретений в свою деятельность. Лишь подобный подход идет в зачет в Институте Юрия Мороза.
Тезис, согласно которому нужно много работать, как было сказано выше, не принимается к рассмотрению. Понятно, что если не вытаскивать из глубин своего ego побудительный мотив к деятельности, рутинно выполняя привычные трудовые операции, изводясь от своей неуверенности и комплексов, надеясь на благосклонность «судьбы», то никакие институты, никакие курсы самонастройки и самоорганизации не будут действенны.
Как и в современной западноевропейской традиции, идеология ИЮМ апеллирует к тем, кто, образно говоря, «хочет, активно хочет, но у кого не получается, пока не получается». Или, может быть, и получается, но хотелось бы большего.
Более 20 лет назад эту проблематику начал исследовать Джеймс Бандровски, чья школа располагается в Уоллнат Крик, недалеко от Лос-Анджелеса. В настоящее время Д. Бандровски - известный американский теоретик побудительных мотивов в предпринимательстве и более чем успешный независимый консультант-тренер в воспитании производственных и морально-этических качеств делового человека.
Исследователь делает вывод:
«В основе бизнеса лежат две вещи: идеи плюс действие. Думать и делать. Иметь мечту и добиваться ее осуществления. Вам необходимо не только сформулировать идею, которая принесет преимущество в конкурентной борьбе, но и иметь способную, преданную делу организацию, чтобы претворить идею в жизнь. Соблюдение двух указанных моментов приносит огромный успех. В противном случае, когда не соблюдается один из этих принципов, может наступить финансовый крах. Одного творческого воображения недостаточно. Но оно – главное» (Bandrowski J.F.: “Corporate Imagination Plus Five Steps to Translating Innovative Strategies Into Action”, N.Y., The Free Press, 1990, p. 3).
Оригинал:
http://govoritvse.livejournal.com/
Сообщение отредактировал Костег: 06 Апрель 2012 - 14:47